Та-моко


Та-моко (маори Tā moko, чаще моко) — татуировка тела и лица, традиционная для народа маори. Основное отличие от обычной татуировки заключается в том, что моко наносится на кожу с помощью специального зубила «ухи» (маори uhi), а не посредством игл. В результате кожа теряет свою гладкость, и на ней появляются шрамы[1]. Моко считались «тапу», то есть, священными[2].

За свою многовековую историю татуировка прошла несколько исторических этапов, от элемента племенной идентификации до символа национального возрождения. Из-за моко в Новой Зеландии началась охота за головами, и к концу XIX века данное искусство почти исчезло, но позже возродилось.

Узоры моко и их расположение несут смысловую нагрузку, они помещают человека в генеалогическое древо своего племени и указывают на его статус.

Моко многократно упоминаются в песнях и мифах маори. Согласно легендам, изначально вместо моко маори во время военных конфликтов разрисовывали лица углём, позже сделав рисунки перманентными[3]. Обе легенды содержат мотивы испытания и путешествия в мир духов, а обучение искусству татуировки в обоих случаях является даром жителей этого мира[4].

Легенда о происхождении моко, распространённая на Южном острове, говорит, что некий мужчина Тама-нуи-а-раки, разрисовывавший своё лицо, попросил своих предков, жителей подземного мира (маори Rarohenga), где живут духи умерших, научить его делать линии несмываемыми, так как жена Тама-нуи-а-раки, Рукутиа, сбежала с любовником из-за того, что её муж недостаточно красив. Предки из подземного мира нанесли моко на лицо Тама-нуи-а-раки, после чего он вернулся в семью[5].

Другая, получившая хождение среди маори Северного острова, повествует о Матаоре и его жене из подземного мира, Нивареке; Матаора избивал Нивареку, и она сбежала к родителям[6]. Матаора отправился в подземный мир, для чего надел лучшие одежды и разрисовал лицо красивыми узорами, однако пока он бежал за женой, пот смыл краску, лицо стало выглядеть грязным, и родственники Нивареки высмеяли Матаору. У жителей подземного мира узоры были вытатуированы и не смывались. Матаора выпросил прощения у Нивареки и уговорил её семью поделиться с ним способом нанесения моко. В это же время Ниварека обучилась традиционному искусству плетения, после чего супружеская пара вернулась в мир людей, принеся им моко и плетение[7].


Активист за права маори Таме Ити[en]