Аполло (театр, Нью-Йорк)


Театр «Аполло» (букв. «Аполлон») — концертный зал в манхэттенском квартале Гарлем, сыгравший значительную роль в развитии афроамериканской музыкальной культуры. Включён в Национальный регистр исторических мест[1].

Аполло-холл был основан в середине XIX века бывшим генералом Гражданской войны Эдвардом Ферреро как зал для бальных танцев. По истечении срока аренды в 1872 году, здание было преобразовано в театр, который был закрыт незадолго до начала нового столетия.

Однако имя «Аполло» сохранилось. В 1913[1] или 1914 году[2] было построено новое здание по проекту архитектора Джорджа Кейстера[3], по образцу первой баптистской церкви в Нью-Йорке, открывшееся под названием «Новый театр бурлеска Хертига и Симона»[1]. Театром управляли Жюль Хертиг и Гарри Симон, которые получили 30-летнюю аренду[3]. В 1928 году управление на себя взял Билл Мински. В 1932 году «Аполло» приобрёл Сидни С. Коэн, но уже в 1934 продал его Фрэнку Шифману и Лео Бречеру, которые вновь открыли театр 26 января 1934 года, представив его как «лучший театр в Гарлеме». После смерти Коэна «Аполло» и Оперный театр Гарлема объединились[4].

Так называемый «Гарлемский Ренессанс» пришёлся на годы после Первой мировой войны, когда началась эпоха «великого переселения» негров из южных штатов США. Шифман и Бречер, нанимая «черных» артистов, исходили не только из того, что в Гарлеме преобладали негры в результате длительного периода постепенной миграции, но и потому, что труд чёрных артистов стоил заметно дешевле, и Шифман мог предложить качественные шоу по разумным ценам. На протяжении многих лет «Аполло» был единственным театром в Нью-Йорке, где негры могли найти себе работу[4].

В разное время в «Аполло» выступали Элла Фицджеральд[5], Билли Холидей, Джеймс Браун, Дайана Росс, Глэдис Найт, Jackson 5ive, Патти Лабель, Марвин Гэй, Лютер Вандросс, Стиви Уандер, Арета Франклин, Isley Brothers, Лорин Хилл и Сара Вон. Одной из уникальных особенностей театра был «палач» — человек с метлой, который сметал исполнителей со сцены, если аудитория просила удалить их[6].

Театр начал приходить в упадок в 1960-х и 1970-х годах, пока не был преобразован в кинотеатр в 1975 году[2].