Сатирикон (театр)


Российский государственный теа́тр «Сатирико́н» и́мени Арка́дия Ра́йкина — московский театр под руководством актёра Константина Райкина, сына Аркадия Райкина. «Сатирикон» ведёт свою историю с основания Ленинградского театра эстрады и миниатюр в 1939 году. В 1982-м театр переехал в Москву, а c 1987-го носит название «Сатирикон». Имеет большую и малую сцены. В 2013 году рядом с театром открылся Центр культуры, искусства и досуга имени Аркадия Райкина, состоящий из торгово-развлекательного комплекса «Райкин Плаза» и Высшей школы сценических искусств. С августа 2015-го здание театра закрыто на масштабную реконструкцию. Спектакли большой сцены идут в «Планете КВН» (Шереметьевская, дом 2), а спектакли малой сцены — в Учебном театре Высшей школы сценических искусств (в доме 6, корпус 2, по той же Шереметьевской улице). Объект планируется сдать в эксплуатацию в 2019 году[1].

В 1939 году в Ленинграде был открыт Театр эстрады и миниатюр[2]. В его организации принимали участие актёры Надежда Копелянская, 3инаида Рикоми и Роман Рубинштейн, художник Пётр Снопков, режиссёры Нестор Сурин и Александр Шубин, которые и составили впоследствии основную труппу. Театр возглавил Исаак Гершман. Именно при Гершмане Аркадий Райкин стал работать в театре в качестве конферансье. Концертная программа театра состояла из номеров различных жанров, объединенных конферансом, интермедиями и элементами театрализации[3].

Осенью 1940 года художественным руководителем был назначен музыковед и театральный критик Моисей Янковский. В то время Аркадий Райкин уже имел значительное положение во многих программах театра[4]. В спектаклях принимали участие эстрадные и цирковые артисты. В разное время с Аркадием Райкиным работали жонглёр Фёдор Савченко, акробаты Тамара Птицына и Леонид Маслюков, а также артисты Эсфирь Пургалина, Рина Зелёная, Зинаида Рикоми (Берман), Рудольф Славский и многие другие. Уже тогда основной идеей Райкина как ведущего актёра было объединить эстрадный и цирковой жанры со спектаклем[3].

В последний предвоенный сезон состав труппы Ленинградского театра эстрады и миниатюр изменился и пополнился, но Райкин продолжал играть ведущую роль во многих постановках. Театровед Адольф Бейлин писал в рецензии на один из спектаклей того времени: «Хотелось бы, чтобы зрители шли в театр, а не на Райкина». Однако для зрителя знаменитый актёр и конферансье оставался «лицом» театра[4].

В апреле 1941 года театр выступал с последней довоенной программой «Не проходите мимо», лучшим номером которой был монолог «Невский проспект». В мае 1941 года труппа должна была отправиться на гастроли в Мурманск, затем — в Днепропетровск, где открытие концертной деятельности было назначено на 22 июня. Выступление театра не состоялось: в этот день актёров срочно вызвали в Ленинград, где уже формировались фронтовые театрально-концертные бригады[5].

Вскоре после начала войны театр был направлен в Ташкент, а оттуда — на Дальний Восток. В воспоминаниях Аркадий Райкин писал: