Театр Греции


Театр Греции имеет едва ли не древнейшие традиции в мире, он возник в Древних Афинах из культа бога плодородия, виноградарства и веселья Диониса почти одновременно с зарождением афинской демократии. В современной Греции историю и традиции древнегреческого театра продолжают немногочисленные труппы и исследователи театра.

Турецкое иго препятствовало развитию новогреческого театра на протяжении 15-18 веков. Зародыши театрального искусства возникали только на территориях, свободных от турецкого завоевания: в начале 17 века — на острове Крит, в конце 18 века — на острове Закинф. Становления театрального искусства в начале 19 века связано с национально-освободительной борьбой греческого народа. Под влиянием деятельности тайного революционного общества «Филики Этерия» в 18171821 годах создаются первые любительские театральные труппы в Одессе и Бухаресте, где жили многочисленные деятели греческого национально-освободительного движения. Эти труппы ставили тираноборческие по своему сюжету трагедии Вольтера и Альфьери, а также патриотические пьесы новогреческих авторов Г. Лассаниса — «Эллада и иностранец», «Гармодия и Аристогитон», И. Замбелиоса — «Тимолеон» и др..

После провозглашения государственной независимости в 1830 году началось становление национального театра. Этот процесс был связан с преодолением серьёзных трудностей (отсутствие помощи со стороны государства, конкуренция иностранных трупп). В Афинах первые спектакли были поставлены в 1836, но постоянные профессиональные труппы возникли лишь в начале 60-х годов. Большое место в репертуаре этих трупп занимали исторические драмы современных греческих писателей. Ставились также пьесы Мольера, Гольдони, Шиллера, Гюго, Шекспира (главным образом в переделках). В актерском исполнении преобладали напыщенная декламация, искусственный пафос. Среди великих актеров Греции середины 19 века П. Суцас, Д. Тавуларис, Д. Алексиадис, П. Вонасера и др. В конце 19 века признание получили актрисы Е. Параскевопулу, Е. Вероне и актер-романтик, исполнитель шекспировских ролей Н. Лекацас. В 90-е годы особым успехом пользовались легкие комедии и лирические драмы с песнями «комидиллион». В этом жанре прославился комедийный актер Е. Пандопулос, игра которого отличалась чертами народности и реализма.

В начале 20 века К. Христоманос организовал театр «Неа Скини» («Новая сцена», 1901), где поставил спектакли: «Дикая утка» Ибсена, «Нахлебник» Тургенева, «Власть тьмы», «Трактирщица» («Хозяйка гостиницы») и др., а также реалистичные пьесы современных греческих драматургов Г. Ксенопулоса («Тайна графини Валерия»), Я. Камбисиса («Курды»), М. Авгериса («Перед людьми»). Христоманос стремился к созданию актерского ансамбля, требовал от актеров тщательной работы над ролями, реалистической трактовки образов. Но в творчестве Христоманоса сказались и натуралистические тенденции. В дальнейшем театр «Неа Скини» ставил безыдейные развлекательные пьесы. Вскоре театр пришел к творческому кризису и в 1906 году прекратил своё существование.