Театр итальянской комедии (Париж)


«Театр итальянской комедии», также «Комеди Итальен» (фр. La Comédie-Italienne) — общее название выступавших в Париже трупп итальянских актёров (в XVII—XVIII вв.), придерживавшихся эстетики комедии дель арте, оперных трупп XVIII—XIX вв. и современного театра в Париже, играющего итальянский репертуар.

Первые итальянские труппы, работавшие в эстетике комедии дель арте, появились во Франции в конце XVI века и давали регулярные представления вплоть до прихода к власти Ришельё, при котором выступления итальянцев существенно сократились. Однако именно при Ришельё Париж впервые посетил итальянец Тиберио Фиорилли, уже прославившийся на родине исполнением роли Скарамуччи[1].

В 1645 г. уже по приглашению Мазарини в Париже даёт представления труппа, в составе которой выступают, в частности, уже упомянутый Фиорилли, и также Доменико Локателли, игравший маску Тривелена. Под руководством последнего труппа, вернувшись в августе 1653 г., оседает в Париже. Актёры играют свои представления на сцене театра Пти-Бурбон и королевским указом получают звание королевских актёров, наименование La Comédie-Italienne и ежегодный пенсион. Позднее, после перестройки театра в 1660 г., труппа перебирается на сцену театра Пале-Рояль, которую делит с труппой Мольера (Мольер играет спектакли по воскресеньям, средам и пятницам, итальянцы — по понедельникам, вторникам, четвергам и субботам). В 1673 г. труппа переезжает в театр Генего, а после образования в 1680 г. Комеди Франсез занимает освободившуюся сцену театра Бургундского отеля[1].

К концу 1690-х гг. итальянская труппа пользуется неизменной популярностью у парижан. Несмотря на это, 14 мая 1697 г. указом Людовика XIV театр был закрыт, а актёры уволены с королевской службы. Достоверные причины закрытия театра неизвестны[2].

Труппа итальянских актёров вернулась в Париж в 1716 г. (под руководством Луиджи Риккобони) и 18 мая дала первое представление на сцене бывшего Бургундского отеля (комедия «Кораблекрушение в Порт-а-Л’Англуа» Жака Отро). В 1762 г. труппа была объединена с труппой Опера-Комик. В 1779 г. театр отказывается от названия La Comédie-Italienne и называется Le Théâtre-Italien (с фр. — «Итальянский театр»).

В 1787 г., после громкого успеха одной гастролирующей труппы итальянских певцов, было решено открыть для них театр, что и было сделано в январе 1789 г. под покровительством графа Прованского, Месье — брата короля. Под названием Театр Месье труппа давала представления сначала во дворце Тюильри, а потом в театре Фейдо. После отъезда труппы в 1792 г. театр был закрыт.