Тегеран-43


«Тегеран-43» — детективный фильм 1980 года, совместно произведённый киностудиями «Мосфильм» (СССР), «Mediterranee Cinema» (Франция) и «Pro Dis Film» (Швейцария). В ролях снимались как советские актёры Игорь Костолевский, Наталья Белохвостикова, Армен Джигарханян, так и звёзды мирового кино (Ален Делон, Курд Юргенс, Клод Жад). Телеверсия фильма называется «Покушение»[1].

Лидер проката 1980 года — 47 500 000 зрителей при тираже 1324 копии, занимает 42-ю строчку в списке лидеров проката СССР за всю историю[2]

Действие картины развивается по двум сюжетным направлениям: в 1943 году и в 1970-е годы. Через весь фильм проходит история любви советского разведчика Андрея Бородина и француженки русского происхождения Мари Луни, переводчицы с персидского языка (Иран).

Ноябрь 1943 года. По заданию гитлеровского руководства в Тегеран накануне переговоров глав правительств трёх союзных держав проникает группа немецких террористов, возглавляемая агентом Шернером («Палач»). Официальный повод для приезда — сопровождение тела богатого иранца, умершего в Швейцарии. Смерть на самом деле является подстроенным убийством. Адвокат умершего — месье Симон везёт гроб в Тегеран в сопровождении нанятых переводчицы и агента похоронной конторы. Переводчица — Мари Луни — русская по происхождению, владеет французским, русским, английским и фарси. Под видом гробовщика скрывается убийца Макс Ришар, нанятый Шернером. В аэропорту (Женева (Швейцария)) Мари знакомится с Андрэ, не зная, что он советский разведчик, тайно следующий в Тегеран для обеспечения безопасности переговоров. После похорон тела иранца убивают адвоката Симона: накануне он делился подозрениями о том, что смерть его клиента не случайна. Убить должны и Мари, но её спасает Андрэ.

В результате их усилий сложная террористическая операция со множеством отвлекающих ходов успешно предотвращается. Однако организатору покушения Шернеру и его главному подручному, наёмному убийце Максу Ришару, удаётся уйти от возмездия.

В 1970-е годы интерес к этой истории возрождается вновь в связи с тем, что неожиданно появилась считавшаяся утерянной плёнка с кинохроникой событий тех лет. Киноплёнку сохранил Макс Ришар, который решил её продать с аукциона вместе с написанными мемуарами о его собственном участии в покушении. Он смотрит фильм и в тоскливом одиночестве, и вместе с теми, кто пытается его продать или купить, и в компании Франсуаз — женщины, которую ему «подставили» нынешние террористы.