Телескопический трап


Телескопи́ческий трап (иначе телетра́п, также разговорное «рукав») — устройство для сообщения самолёта со зданием аэровокзала без промежуточного выхода пассажиров на улицу, разновидность авиационного трапа. Гораздо реже телетрап используется в портах для перехода пассажиров из здания морского вокзала на судно.

Представляет собой телескопически раздвигающийся и состоящий из нескольких модулей коридор, способный двигаться относительно самолёта: по горизонтали по земле с помощью колёс либо подвешенным и по вертикали электро- или гидроподъёмниками, так как положение входных дверей у разных типов самолётов различно.

При использовании стоянки с телетрапом самолёт обычно сначала заруливает на стоянку самостоятельно на тяге собственных двигателей, следуя визуальным сигналам встречающего наземного персонала либо по командам специального светофора; после остановки самолёта машинист телетрапа устанавливает его ко входной двери самолёта. После этого телетрап может сам отслеживать вертикальные перемещения фюзеляжа самолёта (из-за его разгрузки и загрузки) и в необходимых пределах перемещаться по вертикали, сохраняя таким образом своё положение относительно входной двери.

Первый прототип телетрапа был установлен в терминале 2 аэропорта Сан-Франциско, открывшемся в 1954 году.[1]

Уже в 1960-е годы телетрапы появились в большинстве крупнейших международных аэропортах. Первые телетрапы в СССР появились в 1970 году в «Шереметьево», тремя годами ранее они были заказаны у фирмы Aviobridge (Нидерланды)[источник не указан 261 день].

При наличии телетрапа посадка и высадка пассажиров самолёта значительно ускоряются: телетрап предоставляет пассажирам более комфортные условия доступа в здание аэровокзала или в самолёт в основном из-за движения пассажиров в одной плоскости, максимально приближенной к горизонтальной — отсутствуют фазы спуска по лестнице на перрон, передвижения по перрону (в автобусе), подъёма по лестнице передвижного трапа в самолёт, а также устранением влияния неблагоприятных погодных условий. Требуется меньше авиатехники и персонала для обслуживания рейса; увеличивается предрейсовое время для обслуживания пассажиров.