Телефонный розыгрыш


Телефонный розыгрыш, или телефонный пранк (англ. prank call, от англ. prank — «проказа, выходка, шалость, розыгрыш, шутка»), до середины 2000-х годов в русском языке также употреблялось словосочетание «телефонный прикол»[1], или просто «пранк», — телефонное хулиганство или разновидность розыгрыша, представляющая собой звонок какому-либо человеку (обычно анонимный) с последующим диалогом, ставящим собеседника в состояние замешательства[2]: в основе розыгрыша часто лежит «логика абсурда»[3]. Изначально под словом «пранк» в русском языке подразумевался чаще всего именно телефонный розыгрыш[4], пока значение этого слова не стало более широким, как в английском языке; по-английски розыгрыши вне зависимости от природы обозначаются словом «prank», а непосредственно телефонные хулиганства — термином «phone pranks» или «prank calls»[5], считаясь разновидностью пранка как такового[6]. Люди, практикующие пранк, называются пранкерами[7].

В ходе телефонного розыгрыша звонящий путём провокаций и подшучиваний доводит жертву до нужного ему состояния[8][9]: ответной реакцией со стороны жертвы обычно бывает растерянность, гнев или ярость, причём часто эта реакция сопровождается непрекращающимся потоком ругательств[7]. Общение в рамках розыгрыша может записываться и в дальнейшем распространяться в Интернете[1]. Характерным для такого розыгрыша является постоянное названивание одним и тем же жертвам с целью повторного доведения их до определённой реакции и записи фраз, сопровождающих данную реакцию. Несмотря на свою хулиганскую сущность, пранк сам по себе не является правонарушением, за которое предусматривается административная или уголовная ответственность[7].

Классификация телефонных пранков варьируется у разных авторов. На разных любительских пранк-сайтах приводились классификации, связанные со схемой проведения пранка, периодичностью и его целями. Из жанров пранкерами с портала Prank.ru могут выделяться следующие пранки:

Согласно другой классификации, выделяются так называемый «разовый» пранк, направленный только на одну жертву и осуществляемый только один раз (характерен для новичков), и «многоразовый», характеризуемый регулярными звонками с одной и той же идеей («приколом») в течение определённого периода (например, пять раз в месяц). Также в зависимости от целей выделяются[28]

В одном из номеров журнала «Хакер» за 2000 год колумнист Аватар приводил пять видов «телефонных приколов»[29]: