Телефон доверия


Телефо́н дове́рия (линия жизни, кризисная линия, горячая линия, линия помощи) — дистанционная служба экстренной психологической помощи, предназначенная для оказания моральной, эмоциональной или духовной поддержки широким слоям населения. На территории России этот термин применяется как к службе экстренной психологической помощи, так и к телефонным службам государственных организаций, которые собирают или предоставляют населению различную информацию[1]. Сотрудниками службы телефонов доверия являются психологи, педагоги или специально обученные люди[2].

Первые телефоны доверия создавались как службы превенции суицидов. Впоследствии применение расширилось, в настоящее время это прежде всего служба, оказывающая психологическую помощь и поддержку населению в любых ситуациях эмоционального напряжения: конфликтах, стрессах, депрессии, сложных жизненных ситуациях и предсуицидальных состояниях[3]. Некоторые линии специализируются на оказании экстренной психологической помощи в зонах чрезвычайных происшествий, как населению, так и сотрудникам служб спасения[4].

Часто для описания работы дистанционной поддержки используются термины кризисная линия (crisis line), горячая линия (hotline), линия помощи (help line), телефон доверия и линия жизни (life line)[4][5].

Основными принципами работы телефонов доверия являются анонимность и конфиденциальность[6]. В отличие от очного приёма специалиста, клиент остаётся полностью анонимным, что даёт ему возможность свободно говорить о личных проблемах. Также эту службу отличает доступность помощи, что позволяет абонентам обращаться в состоянии пика эмоционального переживания — обращения происходят в трудных жизненных ситуациях для клиента[7]. На телефон доверия может обратиться любой человек, независимо от возраста, статуса, социального положения, материального достатка или любого другого признака. Абоненты ожидают получение психологической помощи, атмосферу защищенности, понимания и доверия[8][9].

Работа консультантов основана на принципах гуманности, анонимности, доступности, осознанной ответственности и профессионализма. Команда обычно состоит из консультантов, супервизоров и заведующих, которые могут быть специально обученными волонтёрами или профильными специалистами[10].

Первые телефоны доверия не были рассчитаны на широкую психологическую поддержку, скорее это были частные случаи. Одна из таких линий была основана в Нью-Йорке в 1906 (по другим источникам — в 1907[11][12]) году с открытием лиги «Спасите жизнь». Эту организацию создал священник Герри Уоррен для моральной и психологической поддержки людей в состоянии суицидального кризиса. Позднее, в 1948 году австрийские психиатры Ханс Хофф[англ.] и Эрвин Рингель[англ.] организовали центр «Врачебная помощь людям, уставшим от жизни», который объединял телефонную службу и очный приём специалиста[13].