Теллурия


«Теллурия» — десятый роман Владимира Сорокина. Вышел 15 октября 2013 года в издательстве Corpus. Отмечен второй премией «Большая книга» (сезон 2013—2014).

Книга лишена сквозного сюжета и разбита на 50 глав без названий (коротких новелл), пронумерованных римскими цифрами. Персонажи глав пересекаются редко. Действие этой мозаики происходит в середине XXI века на территории от Алтая до Мадрида. Европа после мировой войны с ваххабитами вернулась в Средневековье, а к власти пришли рыцари-тамплиеры. Россия распалась на княжества, в некоторых из которых осуществился православный коммунизм.

В алтайской республике Теллурия из редкого материала теллура изготавливают волшебные гвозди, которые пользуются большим спросом во всем мире. Это мощнейший наркотик, так что, если забить такой гвоздь в голову в строго определённое место, можно испытать ни с чем не сравнимое наслаждение. Отныне самая востребованная профессия — «плотник», забивающий теллуровые гвозди наименее летальным способом.

Роман Сорокина считался одним из фаворитов премии «Большая книга», однако получил лишь вторую премию, уступив роману Захара Прилепина «Обитель»[9]. Аналогичным образом «Теллурия» считалась главным фаворитом премии «НОС» и получила приз зрительских симпатий, однако в финальном голосовании большинство членов жюри предпочло сборник рассказов Алексея Цветкова-младшего «Король утопленников». При этом один из членов жюри, режиссёр Константин Богомолов, охарактеризовал роман как абсолютную вершину творчества Сорокина[6].

Хотя рецензенты писали о практической невозможности перевода романа на другие языки, 5 октября 2015 года в Хельсинкском университете состоялась презентация финского перевода романа, выполненного Анной Тайтто[10].

Весной-летом 2015 года в Венеции во время биеннале в палаццо Рокка Контарини Корфу работала выставка «Павильон Демократической Республики Теллурия (ДРТ)», на которой были представлены картины Владимира Сорокина и живописца Жени Шефа на темы романа[11]. На открытии выставки 7 мая 2015 года художники провели перформанс[12]. Организатором выставки и перформанса выступил куратор Дмитрий Озерков.