Телугу


Язык те́лугу[1] (తెలుగు) — крупнейший дравидийский язык в мире по числу носителей (84 млн. человек). Один из двадцати двух официальных языков Индии и один из шести языков, признанных правительством Индии «классическим языком» страны[2][3].

Телугу — третий самый распространённый язык в Индии. На нём говорят в индийских штатах Андхра-Прадеш и Телингана, где имеет статус официального, а также в государствах со значительной диаспорой народа телугу — странах Юго-Восточной Азии, в некоторых государствах Африки и Ближнего Востока, на островах Фиджи и на Маврикии[4].

Носители языка называют его Telugu или Telugoo[5]. Старые названия — Teluṅgu и Tenuṅgu[6]. Слово Tenugu происходит от протодравидского слова*ten («юг»)[7] и означает «люди, живущие к югу» (к югу от людей, говорящих на санскрите и пракрите). Название Telugu появилось после перехода «н» в «л», который происходит в этом языке[8][9].

Телугу — старописьменный язык; его старейшие памятники датируются концом VI — началом VII века н. э. Литература на телугу сформировалась позднее, чем на других дравидийских языках. Начало литературной традиции телугу (более ранние памятники джайнской литературы IXXI веков были уничтожены после утверждения в Андхре индуизма) положили поэты, творившие в XI (Нанная Бхатта) и XIII веке (Тикканга, Ерапрагада); ими на телугу был переложен классический древнеиндийский эпос Махабхарата (результат этого переложения получил название Андхра Махабхарата, где Андхра — это название народа, говорящего на телугу, и страны, где он проживает; изредка этот термин используется и как другое название самого языка телугу). Оригинальные произведения появились в XIV веке, а нормы литературного языка сформировались в XVXVI веках под влиянием санскрита и пракритов — среднеиндийских литературных языков, наследовавших санскриту.

Как и в других старописьменных дравидийских языках, классический литературный и разговорный варианты телугу сильно различаются. Однако уже в поэзии проповедников движения бхакти (в XII—XIII веках, а затем в XV веке) использовался разговорный язык, а в XIX веке возникло движение, лидером которого был писатель Г. Аппарао, ставившее своей целью создание нового литературного языка, приближённого к разговорному. В XX веке новый литературный язык занял доминирующие позиции в художественной литературе и средствах массовой информации. С 1968 года функционирует Академия телугу, разрабатывающая нормативную грамматику нового литературного языка («вьявахарика»); старый же книжный язык («грантхика») сохраняется лишь в ограниченных сферах — в частности, в поэзии.