Тенишев, Эдхям Рахимович


Эдхя́м (Эдге́м) Рахи́мович Те́нишев (тат. Әдһәм Тенишев; 25 апреля[1] 1921, Пенза — 11 июля 2004, Москва) — советский и российский лингвист-тюрколог, монголовед. Доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР (1984)[3]. Заведующий отделом урало-алтайских языков Института языкознания РАН[2]. Главный редактор журнала «Советская тюркология» и многотомного издания «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков»[2].

Родился 25 апреля[1] 1921 года в Пензе в татарской семье. Когда ему исполнилось 10 лет, его родители переехали в Джалал-Абад (Киргизская ССР), где будущий учёный и окончил школу.

Несмотря на то, что свою жизнь он связал с языкознанием и этнографией, первым вузом, куда он поступил, был Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. После Великой Отечественной войны Э. Р. Тенишев стал студентом восточного факультета Ленинградского государственного университета.

В 1953 году защитил кандидатскую диссертацию по уйгурскому языку памятника «Сутра золотого блеска» и поступил на работу в Институт языкознания АН СССР. Затем последовала длительная командировка в КНР, связанная со сбором материала по тюркским языкам и их диалектам на территории этой страны. После своего возвращения в Москву в 1959 году Эдхям Рахимович написал ряд работ по древнеуйгурскому, саларскому, сарыг-югурскому языкам и уйгурским диалектам, провёл систематизацию накопленного за время пребывания в Китае материала.

В 1969 году Э. Р. Тенишевым защищена докторская диссертация по теме «Строй саларского языка»[2]; также в это время он продолжил изучение древнетюркских памятников литературы и тюркских языков. Важным событием для тюркологии стала начавшаяся работа над четырёхтомной коллективной монографией «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков».

Тенишев — автор 60 научных работ[4]. Он принимал участие в составлении Древнетюркского словаря[5]. В 1995 году вышли этнографические дневники его путешествий по Синьцзяну, Тибету и Центральному Китаю, в которых он дал описание духовной и материальной культуры местного населения[6].