Теория заговора


Тео́рия за́говора (от англ. conspiracy theory), конспироло́гия[3] (от англ. conspiracy «заговор» + др.-греч. λόγος) — объяснение события или ситуации (реальных или вымышленных) как последствий заговора могущественных групп, действующих злонамеренно и, как правило, политически мотивированных[4][5][6], в том числе стремящихся к захвату власти над миром[3], в ситуации, когда другие объяснения более вероятны[4][7][8]; вера, что тайная, но влиятельная организация (как правило, политическая по мотивации и репрессивная по методам) несёт ответственность за необъяснимое событие[6], а также что все общественные инстанции, призванные охранять людей от злонамеренных групп, подчинены этой организацией — подкуплены или запуганы[источник?]. Термин имеет отрицательную коннотацию, подразумевая, что апелляция к заговору основана на предрассудках или слабых доказательствах[9]. Теория заговора не является просто одним из возможных объяснений среди других равноценных альтернатив, но представляет собой идею, которая противоречит более правдоподобной и широко принятой версии. Конспирологические убеждения расходятся с научным консенсусом и общепринятым мнением учёных и других экспертов[10][11][12]. Теория заговора представляет собой убеждение, что процессы, обычно рассматриваемые как развивающиеся спонтанно, являются результатом сценария, спланированного группой лиц[3].

Теории заговора нефальсифицируемы (построены таким образом, что принципиально не могут быть опровергнуты) и подкрепляются круговыми рассуждениями (логическая ошибка в виде хождения по кругу): как аргументы против существования заговора, так и отсутствие доказательств заговора интерпретируются как свидетельства его реальности[9][13], в результате чего заговор становится вопросом веры, а не гипотезой, которую можно доказать или опровергнуть[14][15]. Исследования связывают веру в теории заговора с недоверием к властям и политическим цинизмом[16][17][18].

Теории заговора содержат логическую структуру, отличную от рационального мышления и соответствующую мифологическому: не соблюдается закон исключённого третьего, суть подменяется вопросом происхождения, событиям приписывается обязательная целенаправленность, соседство во времени принимается за причинно-следственную связь[19].