Теория экономического доминирования (ТЭД) в многоуровневой экономике


Теория экономического доминирования (ТЭД)  в многоуровневой экономике - это теория о расслоении игроков рынка в зависимости от институциональных условий их деятельности по трем уровням (альфа, бета, гамма). Участники каждого из уровней формируют барьеры входа в привилегированные части рынков для других претендентов.

Различие институциональных условий позволяет верхним уровням доминировать и получать в отличие от нижних институциональную ренту благодаря более низким трансакционным издержкам, преимуществам в государственной поддержке, возможностям оперировать в зарубежном правовом пространстве и другим факторам. При этом институционально обусловленное доминирование должно относиться к категории несовершенной конкуренции (Дж. Робинсон), хотя может не подпадать под антимонопольное законодательство и не являться олигополией. Оно распределено между компаниями и банками, другими посредническими организациями, закреплено нормами госрегулирования и обычаями делового оборота. Барьер входа на рынки с лучшими условиями создает не одна компания, а «круговая порука» их множества. Поэтому институциональное доминирование — более широкие понятие и явление, чем монопольное и олигопольное, включающиеся в него как частные случаи.

В рамках отечественной экономической науки использовать терминологию уровней институционального доминирования – альфа, бета и гамма-бизнес – предложил А.А.Блохин в 2015 году в статье «Экономика ненужной продукции: институциональные особенности кругооборота потерь»[1], в дальнейшем развивший положения в соавторстве с российскими экономистами И.В.Ломакиным-Румянцевым, С.А. Наумовым и др. В основе ТЭД лежат также работы авторов и их научных коллективов в 2010-2020 годах.

По аналогии с зоопсизологией, антропологией, социологией в ТЭД выделяются три основных уровня игроков рынка[1][2]:

Дополнительно выделяется термин «альфа-империи» — когда компании из всех трех слоев объединяются (или «распределяются» между влиятельными альфа-лидерами) в интегрированные системы для получения синергетических эффектов[3]. Такие эффекты возникают из-за того, что все участники «альфа-империи» обладают общим преимуществом, например, действуют в одной экосистеме, на одной технологической платформе, в рамках установленных кодексов и правил деятельности.

Конкуренция между альфа-империями — особый вид конкуренции, идущей на всех уровнях и направленной на расширение/сохранение сферы влияния и вовлечение новых участников в данную сферу. Например, финансовая альфа-компания может создать бета-компанию в области логистики чтобы конкурировать с альфа-империей в области логистики[4].