Теософия


Теосо́фия (др.-греч. θεοσοφία «божественная мудрость», «богопознание»[1]) — религиозное учение, основанное в Соединённых Штатах в конце XIX века русской иммигранткой Еленой Блаватской[2] и опирающееся преимущественно на её же труды. Исследователи религии классифицируются как новое религиозное движение и как часть оккультистской части западного эзотеризма[3]. Она опирается как на старые европейские философии, такие как гностицизм и неоплатонизм[3], так и на азиатские религии, такие как индуизм и буддизм[4].

Согласно Блаватской, теософия учит, что существует древнее и скрытное братство духовных адептов, известных как Учителя, которые, хотя и находятся по всему миру, сосредоточены в Тибете. Теософы считают, что эти Учителя развили великую мудрость и сверхъестественные силы, также теософы считают, что именно они положили начало современному теософскому движению, распространяя свои учения через Блаватскую.

Основательница теософии, Елена Блаватская, настаивала на том, что это не религия[5], хотя она называла теософию современной передачей «некогда универсальной религии», которая, как она утверждала, существовала в глубине человеческого прошлого[6]. То, что теософию не следует называть религией, является утверждением, которое поддерживалось теософскими организациями[7], которые вместо этого рассматривают её как систему, которая охватывает то, что они считают «существенной истиной», лежащей в основе религии, философии и науки[8]. В результате теософские группы позволяют своим членам придерживаться других религиозных убеждений[9], в результате чего есть теософы, которые также идентифицируют себя как христиане, буддисты или индуисты[10].

Религиоведы, изучавшие теософию, характеризуют её как религию[11]. В своей истории теософского движения Брюс Ф. Кэмпбелл отметил, что теософия пропагандирует «религиозное мировоззрение», используя «явно религиозные термины», и что её центральные принципы не являются однозначным фактом, а скорее принимаются на веру[12]. Олаф Хаммер и Микаэль Ротштейн назвали теософию «одной из самых важных религиозных традиций современного мира»[13]. Различные ученые указывали на её эклектическую природу; Джосселин Годвин описал теософию как «универсально эклектичное религиозное движение»[14], в то время как ученый Дж. Джеффри Франклин охарактеризовал теософию как «гибридную религию» за её синкретическую комбинацию элементов из различных других источников[15]. В частности, теософия была классифицирована как новое религиозное движение[16].