Фоленго, Теофило


Теофи́ло Фоле́нго (8 ноября 14919 декабря 1544) — итальянский поэт, наиболее видный представитель так называемой макаронической поэзии.

Родился близ Мантуи. Поступил в монастырь бенедиктинского ордена, но вследствие раздоров, возникших в монастыре, бежал из монастыря в 1515 г. вместе с любимой женщиной, Джироламой Дедией, и отправился в Болонью, где изучал натурфилософию у Помпонацци. После нескольких лет бурно проведённой жизни Фоленго возвратился в монастырь, но преследования со стороны Скваргиалупи, на которого он часто нападал в своих сочинениях, заставили его вновь покинуть монастырь (около 1525 г.). Он нашёл убежище у Орсини, сыну которого давал уроки. Несмотря на сочувствие Реформации, Фоленго не порывал окончательно с католицизмом и в 1526 г., по смерти Скваргиалупи, вновь добился возвращения в монастырь; при этом условия приёма в монастырь от него и брата его потребовали, чтобы они жили некоторое время в уединении. Они удалились в Капо ди Минерва. Наконец, в 1534 г. он был окончательно принят в монастырь и в 1537 г. был сделан настоятелем в Santa Maria delle Ciambre (близ Палермо). В 1543 г. Фоленго отправился в монастырь S.-Croce в Кампезе, близ Бассано, где и умер.

Первые поэмы Фоленго — «Moschaea» и «Zanitonella». Все эти произведения написаны макароническим языком.

«Moschaea» — комическая поэма, написанная в подражание приписываемой Гомеру «Батрахомиомахии»; она повествует о войне мух с комарами и представляет собой сатиру на бесчисленные мелкие войны между различными итальянскими государствами, возникавшие большей частью по ничтожным поводам, но приводившие нередко к весьма печальным результатам. Фоленго заимствует для своих описаний черты и приёмы из Ариосто и из классических образцов и самым серьёзным и даже патетическим тоном описывает битвы насекомых.

«Zanitonella» — сборник эклог и других стихотворений, которым он дал странные названия Sonolegiae и Strambottolegiae (размер заимствован из латинских элегий, а число стихов соответствует числу их в итальянских сонетах и Strambotti). Здесь воспевается в карикатурном виде любовь Тонелло к Занине и пародируются любовные канцоны сентиментально-слащавых подражателей Петрарки. В эклогах вместо воображаемых аркадских пастушков выступают на сцену действительные крестьяне, причём их глупость и грязь изображены хотя и преувеличенно, но в сущности верно.

Третье и главнейшее произведение Фоленго, в котором талант его достигает кульминационной точки развития, — «Maccaronea» — издано было в трёх редакциях. Первая относится к 1517 г., 2-я — к 1521 г.