Канцона


Канцо́на (окс. canso, canson, итал. canzone, исп. canción, нем. Kanzone, буквально — песня; от лат. cantio) — многозначный музыкальный и стиховедческий термин, в основном значении – лирическое стихотворение в строфической форме.

Кансона (canso, canson) — распространённый и универсальный[1] жанр в поэзии трубадуров (XII в.). Итальянские поэты XIII в. взяли за основу провансальскую кансону, но уже к началу XIV века переосмыслили её метрику, согласуясь с особенностями родной речи. Композиционные особенности итальянской канцоны (canzone) описал (с примерами) в своих трактатах Данте; наиболее знамениты поэтические канцоны Петрарки (см. Канцоньере). В XIII–XIV веках форма провансальской кансоны послужила прототипом песен миннезингеров (Kanzone) и галисийско-португальских поэтов (см. Кантига).

В итальянской музыке XVI и отчасти XVII веков канцоной называлась полифоническая пьеса для сольного инструмента (органа, клавесина) или инструментального ансамбля, по стилю близкая фантазии и ричеркару (о ней см. отдельную статью).

Романская строфа из двух кратких частей одинакового строения (восходящих) и одной более длинной, отличной по строению (нисходящей) пришла, вероятно, из народной танцевальной (а именно хороводной) песни[2]. Из танцевальной строфа превратилась в литературную в XII веке в поэзии трубадуров — строфы песни сменяли друг друга без припевов и рефренов, характерных для более архаичных форм[3].

Провансальская кансона состояла из нескольких строф (coblas) идентичной структуры и завершалась одной укороченной, а чаще — двумя строфами в три — четыре стиха. Замыкающие строфы назывались торнадами (окс. tornata — поворот), в них содержалось указание на объект, которому адресовалась канцона и просьба, обращённая к жонглёру или другому посвящённому лицу доставить послание адресату. Позднее торнада получила название посылка (фр. envoi, нем. Gleit). Торнада перекликалась по ритму и рисунку рифмовки с завершающей (нисходящей) частью строф кансоны. Имя объекта для сохранения тайны чаще всего скрывалось под «сеньялем», прозвищем. Кансона предназначалась прекрасной Даме, которой поклонялся трубадур, либо его покровителю, либо «конфиденту» — другу, посвящённому в любовную тайну автора. Темы провансальских кансон — восхваление любви, рассказ о зарождении чувства на фоне весеннего обновления природы, прославление возлюбленной, жалобы на холодность Дамы и ревность её мужа, печаль от разлуки с предметом поклонения.