Фантазия (музыка)


Фанта́зия (итал. fantasia, от лат. phantasia, от др.-греч. φαντασία плод воображения) в европейской музыке — общее обозначение формально и стилистически различных жанров. При всём историческом разнообразии артефактов музыкальной фантазии общим для них была прекомпозиционная идея творческой свободы, которая чаще всего трактовалась как отказ от какой-либо одной и общепринятой формы-конструкции (в этом смысле музыковеды говорят об «импровизационности», или «рапсодичности» формы), а иногда и шире, как творческий эксперимент в вообще любых техниках композиции и средствах языка — гармонии, ритме, форме, фактуре, оркестровке и пр.

Термин впервые отмечается в немецких рукописях клавирной музыки (датируемых ок. 1520 г.); в печатных изданиях впервые — в виуэльном сборнике «Учитель» испанского композитора Луиса де Милана (1536). В позднем Возрождении и в раннем барокко слово «фантазия» как обозначение музыкальной пьесы некой «свободной» (то есть не танцевальной и не песенной) формы получило широкое распространение в нотных сборниках, публиковавшихся в Италии (например, 12 фантазий Дж. Фрескобальди в сборнике 1608 года[1]) и во всей западной Европе (например, фантазии Т. Морли и И. Я. Фробергера).

В эпоху высокого барокко фантазией часто называли музыку некоего «прелюдийного» характера, как, например, Фантазия на (хорал) «Komm heiliger Geist, Herre Gott» <BWV 651>, предваряющая т.наз. «Лейпцигские хоралы» И. С. Баха, а также многочисленные фантазии, предваряющие фуги (например, баховская Хроматическая фантазия и фуга d-moll, BWV 903). Форму и (импровизационный) стиль барочных фантазий нелегко отделить от прелюдий и токкат того же времени. Например, у Баха некоторые клавирные фантазии, подобно некоторым его прелюдиям и токкатам, — законченные сочинения импровизационного характера, которые ничего не «предваряют».

Образцы фантазии в эпоху венской классики — клавирные фантазии d-moll (KV 397) и c-moll (KV 475) В.А. Моцарта, сонаты № 13 (Es-dur) и 14 (cis-moll. т.наз. «Лунная соната») Л. ван Бетховена, обозначенные композитором как «Sonata quasi una fantasia». В Фантазии для фортепиано, хора и оркестра (c-moll, op.80) Бетховена объединяются стилистические черты клавирного концерта, клавирной фантазии и кантаты.