Фробергер, Иоганн Якоб


Иога́нн Я́коб Фро́бергер (нем. Johann Jakob Froberger; 18 мая 1616, Штутгарт — 16 мая 1667, Мёмпельгард) — немецкий композитор, клавесинист и органист.

Базовое музыкальное образование Фробергер получил в родном Штутгарте, где в придворной капелле (с 1621) работал капельмейстером его отец Базилий (Basilius). В 1634 г. Фробергер переехал в Вену, где в 1637 г. стал органистом при дворе Фердинанда III. В том же году Фробергер уехал в Рим, где учился у Джироламо Фрескобальди, подружился с Афанасием Кирхером и Микеланджело Росси, пристально изучал современную итальянскую музыку. В 1641 г. Фробергер вернулся в Вену, где работал придворным органистом вплоть до 1657 г., периодически покидая город по дипломатическим поручениям императора: он посетил Брюссель, Дрезден, Антверпен, Лондон и Париж, где в 1652-53 гг. концертировал и изучал французскую музыку. В Париже Фробергер познакомился с клавесинистом Луи Купереном, лютнистами Дени Готье, Ф. Дюфо, Бланкроше (Ш. Флёри). После смерти Фердинанда III (ум. 1657) Фробергер переехал в замок близ Мёмпельгарда (владение герцогов Вюртембергских), где преподавал и сочинял музыку.

До наших дней дошли около 30 клавирных сюит (именно в творчестве Фробергера сформировался жанр 4-частной сюиты). Среди часто исполняемых (обычно на клавесине) — аллеманда из Сюиты № 20 D-dur, известная под названием «Размышление о моей будущей смерти»[3], и «Плач в Лондоне о преодолении меланхолии»[4] из Сюиты № 30. Кроме сюит Фробергер сочинял клавирную музыку в различных распространённых жанрах своего времени, таких как токкаты, каприччио, канцоны, фантазии, ричеркары. В ряде произведений использовал программные заголовки, в том числе в эпитафиях (tombeaux) и «плачах» (lamento) на смерть лютниста Бланкроше[5], императора Фердинанда III (1657) и его безвременно усопшего сына Фердинанда IV (1654). Некоторые произведения (особенно медленные вступительные части сюит) напоминают квази-импровизационные бестактовые прелюдии, распространённые в то время в лютневой и клавесинной музыке французов. В музыкальной эпитафии на смерть Бланкроше и в плаче на смерть Фердинанда IV композитор воспользовался приёмами музыкальной звукописи: он представил падение Бланкроше с лестницы, приведшее к его гибели, нисходящей гаммой, а вознесение души Фердинанда — восходящей.