Неметризованная прелюдия


Неметризованная прелюдия, также бестактовая прелюдия (фр. prélude non mesuré) — жанр инструментальной музыки (первоначально для лютни, позже для виолы да гамба и клавесина) и вид композиционной техники во Франции XVII века. Название объясняется тем, что метр (тактовые черты, тактовый размер) в таких прелюдиях не нотировался, а ритм нотировался условно, лишь как канва для мелодико-ритмической импровизации исполнителя.

Неметризованные прелюдии встречаются у французских лютнистов XVII века (Ж. Пинеля, Д. Готье и др.), гамбистов (Демаши, Сент-Коломб), особенно часто — у ранних клавесинистов (Ж.-А. д’Англебера, Л. Куперена, Н. Лебега, Э. Жаке де ла Герр, Г. ле Ру). Всего известно около 50 таких прелюдий. В первых десятилетиях XVIII века неритмизованные прелюдии встречаются у Л.Маршана (1702), Ф.Куперена («L’art de toucher le clavecin», 1716), Ж.-Ф.Рамо (в «Первой книге», 1706). Неметризованные прелюдии (или стилистические имитации таких прелюдий) изредка встречаются у немецких авторов клавирной музыки, испытавших французское влияние (И. Я. Фробергер, позже И.К.Ф.Фишер).

Прелюдия может быть одночастной, целиком с ненотированным ритмом (как например, прелюдия из сюиты G-dur д’Англебера, см. нотный пример), либо многочастной, где разделы с фиксированным ритмом сочетаются с разделами с нефиксированным ритмом. Пример второго рода — трёхчастная «Прелюдия в подражание Фробергеру» (фр. Prélude а l'imitaion de Mr. Froberger) a-moll Л.Куперена, в которой первый и третий разделы формы неметрические, а второй — небольшая метризованная фуга (ритм и тактовый размер выписаны). Клавесинные сюиты, плачи (итал. lamenti) и томбо́ (фр. tombeaux, музыкальные эпитафии) самого Фробергера метризованы (есть тактовый размер и тактовые черты), но предполагают, тем не менее, «рапсодическую» (квази-импровизационную) ритмизацию на манер французских лютневых прелюдий.

Интерпретация неметризованной прелюдии, этой своеобразной барочной алеаторики — зона исключительной ответственности музыканта-исполнителя, потому каждое «аутентичное» исполнение такой прелюдии непохоже на другое.