Виуэла


Виуэ́ла (исп. vihuela) — струнный щипковый инструмент семейства виол, распространённый в Испании в XVXVI веках. Первоначально на виуэле играли и смычком (vihuela de arco), с XVI века только щипком (vihuela de mano). Виуэла XVI века по форме похожа на гитару, а по настройке (шесть двойных струн, первая струна могла быть одинарной) близка лютне. В XVII веке виуэла была вытеснена барочной гитарой.

В XVXVI веках виуэла была весьма популярна в аристократической среде. Сохранившийся виуэльный репертуар, хотя и не столь обширный, как лютневый, обладает, тем не менее, высокими художественными достоинствами.

Сохранившиеся произведения для этого инструмента были изданы в Испании в период с 1536 по 1576 год. Известные композиторы-виуэлисты: Луис де Милан, Луис де Нарваэс, Алонсо Мударра, Энрике де Вальдеррабано, Диего Писадор[en], Мигель де Фуэнльяна и др. Основа виуэльного репертуара — табулатурные переложения (интабуляции) вокальных произведений, фантазии (часто в достаточно свободной, «импровизационной» форме), танцы, романески, песни и вариационные обработки популярных мелодий. Например, сборник (и первая школа игры на виуэле) «Учитель» Луиса де Милана (1536) содержит 40 фантазий, 4 тьентос, 6 паван, 12 (вокальных) вильянсико на испанском и португальском языках, 4 романса на испанском и 6 сонетов на итальянском.

Виуэла использовалась как сольный и ансамблевый инструмент (например, в сборнике Энрике де Вальдеррабано «Лес сирен» есть пьесы для виуэльного дуэта), а также для аккомпанемента пению.

В зависимости от конкретных задач использовались виуэлы различных размеров и, соответственно, тесситур. Из них самая употребительная виуэла в соль (первая струна настраивалась в ноту соль первой октавы). Строй: 2-я струна на кварту ниже, чем 1-я; 3-я — на кварту ниже, чем 2-я; 4-я — на большую терцию ниже, чем 3-я; 5-я — на кварту ниже чем 4-я; 6-я — на кварту ниже, чем 5-я.

В отличие от современной классической гитары, виуэла — инструмент очень лёгкий и небольшой (тонкие деки, всего несколько перпендикулярных грифу пружин, деревянные колки). Толщина и степень натяжения струн значительно меньше современных и рассчитывается в зависимости от мензуры инструмента и используемого материала. Струны (хоры) двойные, настраиваются в унисон. Лады на грифе жильные (за исключением нескольких последних, они деревянные или из кости) и завязывает их музыкант, а не мастер. Колки деревянные и держат струну за счёт силы трения. Гриф находится на одном уровне с верхней декой. Струны на подставке крепятся обычным узлом и на нем держатся (нижний порожек отсутствует).