Теребенёв, Александр Иванович


Алекса́ндр Ива́нович Теребенёв, Теребе́нин (9 [21] января 1815, Санкт-Петербург, Российская империя — 31 июля (12 августа1859, там же) — русский скульптор, представитель классицистической школы, декоратор-монументалист; сын И. И. Теребенёва, ученик В. И. Демут-Малиновского. Автор знаменитых атлантов в портике Нового Эрмитажа. Академик Императорской Академии художеств (с 1845).

Младший сын скульптора и карикатуриста Ивана Ивановича Теребенёва (1780—1815), родился в Петербурге 9 января 1815 года. Отца потерял очень рано[3], через неделю после рождения.

В 1824 году поступил в Императорскую Академию художеств, где учился сначала в рисовальном классе, но потом избрал специальностью скульптуру, которой обучался у профессора В. И. Демут-Малиновского.

В это время скульптура в академии переживала переходное время: вместо подражания формам древней классической Греции стали стремиться к изображению естественных, реальных форм. В числе приверженцев нового направления был и Теребенёв. Он проявил большие дарования, делал блестящие успехи в ваянии и получил целый ряд наград: ещё в первые годы своего учения две малые серебряные медали за лепку группы с натуры и за бюст с натуры книготорговца И. В. Оленина (его дяди), в 1835 году две большие серебряные медали (одну за лепку группы с натуры, другую за исполненный по программе барельеф) и малую золотую за барельеф «Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя» (хранится в академической церкви), за который он оставлен был при академии пенсионером. Малую золотую медаль получил за другой исполненный по заданной программе барельеф «Иосиф, рассказывающий в темнице о значении снов, виденных двумя царедворцами фараона».

В 1836 году был представлен на выставке художественных произведений его барельеф «Построение ковчега Ноем с сыновьями», который обратил на себя всеобщее внимание и был приобретен академией художеств; барельеф этот не сохранился.

Окончив в 1836 году курс академии со званием художника XIV класса и будучи оставлен при академии пенсионером, Теребенёв получил право поехать на казённый счёт в Италию, для чего ему нужно было исполнить работу на соискание большой золотой медали, но этой работе помешала его женитьба (на дочери профессора А. Е. Егорова), он стал работать для заработка и должен был отказаться от мысли о поездке за границу.


Аллегорические фигуры «Мудрость» и «Правосудие» на Иорданской лестнице Зимнего дворца, (1838—1839), алебастр[4]