Техногенная катастрофа


Техноге́нная катастро́фа — возникновение и развитие неблагоприятного и неуправляемого процесса на техническом объекте, повлекшее за собой массовые человеческие жертвы, принёсшее значительный ущерб здоровью людей, вызвавшее разрушение технических объектов и оказавшее значительное негативное влияние на окружающую среду (экологическую катастрофу)[1]. По последствиям техногенные катастрофы имеют наиболее разрушительный характер из трёх видов техногенных неблагоприятных ситуаций (катастрофы, аварии и инциденты)[1].

Обычно техногенные катастрофы противопоставляются природным катастрофам, однако по своим последствиям и те, и другие могут вызвать панику, транспортный коллапс, привести к изменению авторитета власти. Юридически техногенные катастрофы квалифицируют как чрезвычайную ситуацию.

В английском языке термин «техногенная катастрофа» употребляется редко, в таких случаях обычно говорят о «технологических катастрофах» (technological catastrophes[2]) и «технологических бедствиях» (англ. Industrial disasters), транспортных происшествиях (англ. Transportation disasters), а вместе с войнами и терактами их объединяют в понятие «рукотворные бедствия» (англ. Man-made disasters).

Самой масштабной по числу жертв считается Бхопальская катастрофа, произошедшая 3 декабря 1984 года в Индии, в результате выброса паров метилизоцианата на химическом заводе Union Carbide. В результате трагедии непосредственно в день аварии погибло 3 тысячи человек, 15 тысяч умерло в последующие годы. Общее количество пострадавших оценивается в 200—600 тысяч человек.

Также одной из самых больших катастроф считается прорыв дамбы Баньцяо, произошедшая 8 августа 1975 года в КНР, в результате наводнения погибли около 22 тысяч человек, позднее из-за голода и эпидемий погибли от 171 до 230 тысяч жителей провинции, также региону был нанесен настолько большой ущерб, что окончательно провинция Хэнань смогла восстановиться лишь в 1993 году.