Технофэнтези


Технофэнтези (англ. Technofantasy, Technomancy) — специфический жанр фантастики[2], поджанр фэнтези, описывающий миры, где технологические достижения соседствуют с проявлениями магии[3], или где наука и магия трансформируются друг в друга[4]. Джон Клют в The Encyclopedia of Science Fiction использует такое определение технофэнтези: фэнтези с научными или технологическими атрибутами и инструментами, но в отличие от научной фантастики без научного или псевдонаучного обоснования их существования[2]. Термин технофэнтези введён западным фантастоведом Джоном Клютом для конкретизации более широкого понятия научное фэнтези (в России технофэнтези и научное фэнтези выступают в роли синонимов)[4]. Отличительной особенностью технофэнтези является то, что техника просто сочетается с несовместимой с ней магией, никакого квазинаучного объяснения этому не даётся[5]. Таким образом, по своей природе технофэнтези лежит ближе к жанру фэнтези[6]. К примеру, Джон Клют в The Encyclopedia of Science Fiction относит к технофэнтези такое классическое произведение научной фантастики, как Франкенштейн, поскольку научным обоснованием в нём служат лишь ссылки на тайные силы электричества и роман, по признанию самой Мэри Шелли, является описанием ночного кошмара[7]. Иногда термин технофэнтези используется как синоним стимпанка, который в данном контексте рассматривается как сказки про альтернативные миры на технологических анахронизмах[8].

Взаимодействие науки и волшебства (англ. Science and Sorcery[9]) — распространённый сценарий технофэнтези[6]. Борис Невский в своей статье «Драконы и звездолеты. Разнообразие технофэнтези» выделяет 6 способов взаимодействия технологии и магии, характерных для технофэнтези и, иногда, выделяемых как основные признаки более узких поджанров[4].

Поскольку жанр технофэнтези имеет несколько направлений, в разных аниме в этом стиле вымышленный мир описывается по-разному. В некоторых произведениях магия и технология сочетаются друг с другом. Это направление имеет два разных варианта: либо в технологическом мире имеются элементы магического, например сверхъестественные силы у людей (примерами этого варианта являются «Некий магический индекс», «Триплексоголик» и т. д.), либо в магическом мире имеется технология, например оружие или автомобили, дирижабли и т. д. (примеры: «Ходячий замок Хаула», «Ди: охотник на вампиров» и т. д.). Другими направлениями являются: магический мир, где технологии были в прошлом и на момент развертывания произведения забыты (пример: серия игр «Последняя фантазия»), технологический мир, где магия либо считается несуществующей, либо была в прошлом (пример: аниме «Оккультная академия») и два мира, технологический и магический, которые существуют параллельно друг другу, а главные герои переходят из одного в другой с помощью техники или магии (пример: аниме «Стальной алхимик»)[3].