Научное фэнтези


Нау́чное фэ́нтези (англ. Science fantasy) — гибридное явление в фантастике, основанное на соединении свойств и элементов научной фантастики и фэнтези. От научной фантастики заимствуется антураж, контекст, логическое обоснование, темы и сюжеты, а от фэнтези — дух, приёмы и атмосфера. Подобно научной фантастике, для конструирования вымышленных миров научное фэнтези использует фантастические допущения на основе эмпирических наблюдений реального мира и открытий естественных наук, а подобно фэнтези — на основе иррациональных мистических явлений, сверхъестественой магии и волшебства, сказочно-мифологического мировоззрения[⇨].

Помимо научной фантастики и фэнтези произведения научного фэнтези могут включать в себя элементы литературы ужасов (например, ужасные боги древности Говарда Лавкрафта могут быть пришельцами с других планет)[⇨].

Зарождение научного фэнтези относят еще к XIX веку, а продолжение данного процесса — к американской фантастике 1940—1950-х годов. Черты научного фэнтези встречаются у многих авторов, но The Encyclopedia of Science Fiction самыми яркими представителями научного фэнтези считает серию книг об «Умирающей Земле» Джэка Вэнса, произведения Майкла Муркока и Джина Вульфа[⇨].

Близкими или даже смежными к термину научного фэнтези являются: технофэнтези, в котором сосуществуют или соединяются наука и технология с магией и волшебством и стимпанк-фэнтези с соединением или сосуществованием технологии и магии[⇨].

В качестве синонима научной фантастики[1] термин встречается с 1931 года[2][3] (годом позже, его употребил, например, Форрест Акерман[англ.][4]). В 1948 году Мэрион Зиммер в журнале Startling Stories[англ.] впервые определила термин «science fantasy» как смесь научной фантастики и фэнтези[1]. В 1950 году журналист Уолтер Джиллингз под научным фэнтези понимал часть научной фантастики, не имеющей четкой научной основы или неправдоподобной с точки зрения науки того времени (например, применение ядерного оружия в романе Герберта Уэллса «Освобождённый мир» являлось научным фэнтези с точки зрения физики Ньютона, а с позиции теории Эйнштейна — научной фантастикой). По выражению Джиллингза, если мейнстрим научной фантастики превращает неправдоподобное в возможное, то научное фэнтези из невозможного делает вероятное. По определению Джиллингза в научное фэнтези попадало творчество Ли Брэккет, «Дюна» Фрэнка Герберта и «Звездные войны». При таком широком толковании термина к научному фэнтези можно отнести «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли, «Кристину» Стивена Кинга и «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона[1]. В 1953 году в книге «333»: Библиография научно-фантастического романа[англ.] предлагалось считать научное фэнтези обобщающим термином, включающим в себя одновременно и научную фантастику, и фэнтези, но предложение не получило поддержки[5].