Ужасы (жанр)


У́жасы, или хо́ррор (англ. horror), — жанр художественного произведения, который предназначен устрашить, напугать, шокировать или вызвать отвращение у своих читателей или зрителей, вызвав у них чувства ужаса и шока. Литературный историк Дж. А. Куддон[en] определил ужасы как «фрагмент художественной литературы в прозе переменной длины … которая шокирует или даже пугает читателя, или, возможно, вызывает чувство отвращения или антипатии»[1].

Авторы произведений в жанре «ужасы» создают жуткую и пугающую атмосферу. Ужас часто сверхъестественный, хотя может быть и не сверхъестественным. Часто главная угроза произведения в жанре «ужасы» может быть истолкована как метафора больших опасений общества: фильмы о зомби — страх перед каннибализмом, об оборотнях — самого себя, о вампирах — некрофилии, слэшеры — серийных убийц и т. д.

Жанр ужасов имеет древнее происхождение, уходя своими корнями в фольклор и религиозные традиции, фокусируясь на смерти, загробной жизни, зле, демоническом и принципе вещи, воплощённой в человеке.[2] Это проявилось в рассказах о колдовстве, вампирах, оборотнях и призраках. Европейская литература ужасов была создана благодаря произведениям древних греков и древних римлян. Персонаж греческой мифологии титан Прометей вдохновил Мэри Шелли на написание готического романа «Франкенштейн, или Современный Прометей», ставший одним из первых произведений фантастического жанра вообще[3] и оказавшего огромное влияние на жанр ужасов. В литературе Прометей впервые упоминается в «Теогонии» Гесиода,[4] одной из первых древнегреческих мифологических поэм. Также Прометей является героем целого ряда древнегреческих трагедий и комедий. Тем не менее, на историю Франкенштейна гораздо большее влияние оказала история Ипполита, сына афинского царя Тесея и царицы амазонок, трагически погибшего и воскрешённого богом медицины и врачевания Асклепием. Еврипид написал две пьесы, основанные на этой истории: «Ипполит закрывающийся» и «Ипполит».[5] Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» описывает историю убийцы Дамона, который после того как сам был убит в бане в родной Херонии, являлся туда как призрак.[6][7] Плиний Младший описывает историю о том как философ-стоик Афинодор из Канана, учитель Октавиана Августа, дёшево нанял дом в Афинах. Низкая цена, как выяснилось, объяснялась тем, что в нём появлялся призрак. Поздней ночью, когда Афинодор писал философское сочинение, к нему явилось привидение, обвязанное цепями, и поманило следовать за ним. Дух привёл его во двор, где внезапно исчез. Афинодор отметил место и на следующий день получил разрешение произвести раскопки, в ходе которых был найден скелет старика, опутанный цепями. После захоронения скелета привидение больше в доме не появлялось.[8]