Тиберий Клавдий Тогидубн


Тиберий Клавдий Тогидубн (лат. Tiberius Claudius Togidubnus; встречаются также варианты Когидумн, Когидубн и Тогидумн; кроме того, некоторыми исследователями отождествляется с именем Тогодумн) — царь Британии, правивший в I веке. Проводил проримскую политику и способствовал романизации на подчинённых территориях.

Самое раннее упоминание о Тогидубне встречается в «Жизнеописании Юлия Агриколы» римского историка Тацита. Повествуя о переустройстве Британии при Авле Плавтии и Остории Скапуле, он писал: «Некоторые племена были отданы в подчинение царю Когидумну (ещё на нашей памяти он хранил безупречную верность по отношению к нам) в силу древнего и давно усвоенного римским народом обыкновения — иметь и царей орудиями порабощения»[1]. Хотя в большинстве рукописей этого фрагмента имя царя записано как «Когидумн», современные исследователи считают такое написание ошибкой, вызванной неправильной передачей латинскими переписчиками непривычного для себя сочетания Togi-. Между тем, корень Cogi- для кельтских имён нехаратерен, в отличие от Togi-[2].

Также имя Тогидубна фигурирует в надписи на мраморной плите[en], обнаруженной в Чичестере в 1723 году. Согласно ей, Тиберий Клавдий Тогидубн[a] был инициатором строительства храма Нептуна и Минервы. Данная находка позволила выяснить титул Тогидубна (Великий царь Британии[b]) и уточнить написание его имени[3], кроме того, указание личного и родового имени «Тиберий Клавдий» позволяет сделать вывод о том, что Тогидубн был римским гражданином и гражданство получил от императора Клавдия[4].

Помимо этого, существует также свидетельство Кассия Диона о брате Каратака по имени Тогодумн, который погиб вскоре после поражения в битве с Авлом Плавтием в 43 году[5]. Некоторые исследователи допускают, что Тогодумн и Тогидубн — один и тот же человек. Так, по мнению Дж. Хайнда, Дион мог неверно истолковать или ошибиться при переводе латинского источника, в результате чего до нас дошла информация о смерти Тогодумна, в то время как на самом деле он не погиб, а только вышел из борьбы с захватчиками и перешёл на сторону Рима, за что и был впоследствии награждён царским титулом и властью[6]. Тем не менее, как утверждает А. Е. Барышников, серьёзных оснований для такого отождествления не существует, а сходство имён представляет собою не более чем совпадение, поскольку оба корня не являются уникальными[7].