Товароведение


Товарове́дение  — наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих потребительские свойства, и факторах обеспечения этих характеристик[1]; научная дисциплина, предметом которой являются потребительские свойства товаров, лежащие в основе их потребительной стоимости.

Объекты товароведения — это товары и услуги, которые создают производители для потребления их покупателями[3].

Целью товароведения является изучение характеристик и свойств товара, формирующих его потребительную стоимость[5].

1. Развитие терминологии товароведения, систематизации товаров и классификации. Систематизация товаров осуществляется путём кодирования и классификации для удобства исследования групп объектов, схожих по выбранному признаку. Выбор системы классификации и классификационных признаков зависит от цели классификации. В товароведении используются общегосударственная, учебная и торговая классификации товаров. В России действует Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОКПД2, ввёденный Приказом Росстандарта N 14-ст от 31.01.2014 г. Торговые классификации строятся по признаку назначения товара, способствуют организации торговли, учёта и планирования ассортимента, рациональному размещению товаров в торговых залах. Основным признаком учебной классификации является исходное сырьё. Учебные классификации обеспечивают методически правильное изучение потребительских свойств товаров. Для построения систем классификации товаров используют иерархический и фасетный методы. Иерархическая система основана на соподчинении. При фасетной системе товары делятся на не зависящие друг от друга группы.

2. Изучение потребительной стоимости товаров, выявление и исследование её формирования, возникновения потребительских предпочтений.

3. Разработка методов управления качеством (системы менеджмента качества) на производстве и при продаже товаров.