Токката и фуга ре минор (BWV 565)


Токката и фуга ре минор, BWV 565 — произведение для органа Иоганна Себастьяна Баха, одно из наиболее популярных его сочинений. Типичная продолжительность исполнения композиции составляет 10 минут.

Чаще всего, когда говорится «Токката и фуга ре минор Баха», имеется в виду Токката и фуга BWV 565, но это не является достаточным определением данного произведения, так как Бах написал множество токкат и фуг для органа в разных тональностях, в том числе ре минор, например Токкату и фугу ре минор BWV 538.

Немецкие органные школы в конце XVII ― начале XVIII века делились на северогерманские (к ним относится, например, Дитрих Букстехуде) и южногерманские (например, Иоганн Пахельбель). «Токката и фуга ре минор» сочетает в себе стилистические черты обеих школ: из северогерманской, к примеру, взят stylus fantasticus[1][2][3]. Однако многочисленные речитативные секции редко встречаются в произведениях северных композиторов и, возможно, Бах почерпнул вдохновение из пьес Иоганна Генриха Бутштетта (ученика Пахельбеля), таких, как Прелюдия и каприччио ре минор. Отрывок из фуги BWV 565 является точной копией фразы из ре-минорной фантазии Пахельбеля, однако в то время было обычным явлением создавать фуги на темы других композиторов[4].

Произведение предположительно написано Бахом во время его пребывания в Арнштадте в период между 1703 и 1707 г.

Особенностью этого малого полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Размер произведения 4/4. Форма состоит из трёх частей: токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку.

Единственной сохранившейся рукописью «Токкаты и фуги» является копия Йоганнеса Рингка[5]. Согласно описанию, предоставленному Берлинской государственной библиотекой, где хранится документ, и аналогичным библиографическим описаниям (например, в каталоге RISM), Рингк создал данную копию примерно между 1740 и 1760 годами. Также известно, что Рингк выпустил свою первую копию партитуры Баха в 1730 году, когда ему было 12 лет (эта рукопись сейчас не сохранилась). Дитрих Килиан, редактировавший партитуру BWV 565 для New Bach Edition, утверждает, что сохранившаяся копия произведения была сделана Рингком между 1730 и 1740 годами. В комментарии к пересмотренному изданию партитуры Breitkopf & Härtel Жан-Клод Цендер сузил время создания рукописи до первой половины 1730-х годов, основываясь на том, как изменялся почерк Рингка в течение его жизни[6].