Томатный сок


Томатный сок — сок, полученный из томатов (помидоров). Потребляется в виде напитка, а также является ингредиентом для приготовления некоторых коктейлей, таких как «Кровавая Мэри», «Сангрита» и «Мичелада».

В Соединённых Штатах считается, что первым стал продавать томатный сок в 1917 году Луи Перрен, владелец гостиницы French Lick Springs Hotel в южной Индиане, когда у него закончился апельсиновый сок и его требовалось срочно чем-то заменить. Изобретённый Перреном рецепт сока, включавший мякоть помидоров, сахар и специальный соус, быстро получил популярность; тогда же в Чикаго появился первый коктейль с томатным соком[1][2]. В Америке массовое производство и продажи томатного сока начались в середине 1920-х годов, а через несколько лет он стал популярным напитком для завтрака[3].

В 1937 году, после двухмесячной поездки по Америке наркома пищевой промышленности Анастаса Микояна, в СССР была выпущена первая партия томатного сока; в Москве на Манежной площади была организована его бесплатная дегустация. Однако большинство лиц, пробовавших сок, дало ему отрицательную оценку. Однако, благодаря широкой рекламной кампании, томатный сок получил всеобщее признание[4][5]. Томатный сок в Советском Союзе был везде: в гастрономах, детских садах, буфетах учебных заведений, буфетах театров и кинотеатров, кафетериях и заводских столовых. В советских гастрономах, магазинах «Соки-воды» и «Овощи-фрукты» всегда можно было купить томатный сок в трёхлитровых банках и на разлив. Прямо в магазине за 10 копеек можно было купить стаканчик томатного сока, покупатели тут же могли бесплатно добавить соль в свой напиток[6].

Томатный сок — частый выбор напитка у пассажиров при обслуживании на борту самолёта. В воздухе он пользуется у пассажиров непропорционально большей популярностью по сравнению с его потреблением на земле. Причины этого необычного явления достоверно не известны, но немецкий авиационный справочник выдвигает несколько гипотез. Из-за сухого разряженного воздуха в салоне самолёта бортовое питание в целом кажется более пресным, чем на земле, и томатный сок с его интенсивным ароматом, солью и перцем компенсирует вкус еды. Обезвоживание организмов по причине того же сухого воздуха на высоте приводит к потере солей и минералов, и пассажиры инстинктивно пытаются восполнить дефицит томатным соком. Волнение и возбуждение от неординарного события также может побудить пассажира выбрать необычный напиток, чтобы усилить впечатление от полёта на самолёте. Поскольку обслуживание в экономическом классе обычно не предполагает алкогольных напитков, пассажир выбирает доступную «экзотику». Потребность в томатном соке у большинства людей ограничивается одним стаканом, что полностью удовлетворяется на борту, а в обычной ситуации на земле томатный сок приходится приобретать в большем объёме. Пассажиры мужского пола выбирают томатный сок, пытаясь произвести впечатление на стюардесс, чтобы выглядеть суровыми и бывалыми путешественниками, или за компанию в служебной поездке[7].