Тоннель между Хельсинки и Таллином


Тоннель Хельсинки-Таллин — проект соединения подводным железнодорожным тоннелем столиц Эстонии и Финляндии под дном Финского залива. Таким образом железнодорожная система Финляндии соединится с европейской сетью железных дорог.

Подводная часть этого тоннеля может превзойти по протяжённости все существующие аналогичные тоннели. По предварительным оценкам, бюджет строительства тоннеля составлял на 2015 год от 9 до 13 млрд евро. Ввод в эксплуатацию может быть осуществлён в течение 5—7 лет после начала строительства[1].

Согласно результатам предварительных исследований, протяжённость тоннеля между Хельсинки и Таллином в зависимости от выбора трассы должна быть не менее 60—80 км, из которых 50—70 км пройдут под водой. Тоннель должен будет проходить местами на глубине до 200 метров в зависимости от подстилающей скальной породы. По мнению авторов исследования, для обслуживания тоннеля требуется строительство искусственного острова площадью 6 га, на котором следует разместить ветрогенераторы для обеспечения электроснабжения тоннеля. Железные дороги в Финляндии и Эстонии используют железнодорожную колею 1520 мм, однако в тоннеле ширину железнодорожной колеи предполагается сделать 1435 мм с тем, чтобы она была совмещена с железнодорожной трассой Rail Baltica. Ориентировочный срок строительства тоннеля — 5—7 лет[2].

Согласно новейшим планам, опубликованным в марте 2019 года, между Таллином и Хельсинки будут построены два тоннеля — для грузовых и для пассажирских поездов. Приблизительно на полпути через Финский залив предполагается насыпать искусственный остров в форме пятилепесткового цветка, где разместятся здания и причалы. Вместе с тоннелем будут сооружены инфраструктурные комплексы на берегах залива в Эстонии и Финляндии. Время в пути скоростного поезда через тоннель сократится до 20-30 минут, по сравнению с полутора-тремя часами морским путём[3]. Срок окупаемости проекта рассчитан в 17 лет при условии, что стоимость поездки в оба конца будет не менее 100 евро.

Слабым местом проекта считается отсутствие обоснованных прогнозов на среднесрочное будущее относительно грузопотоков. Мэр Хельсинки в 2013 году полагал, что тоннель имел бы смысл лишь как составная часть будущей модернизированной железнодорожной грузовой трассы Rail Baltica, соединяющей Хельсинки, Таллин и Берлин.

Проект тоннеля с самого начала имеет два альтернативных направления: Grass — Таллин или МасалаПорккала[прояснить].