Тоньюкук


Тоньюкук (др. тюрк. ‏𐱃𐰆𐰪𐰸𐰸‎ t-o-ň-uq-uq, кит. 暾欲谷) — политический и военный деятель восточных тюрков, стоявший вместе с Кутлугом у истоков формирования Второго Восточно-тюркского каганата (VII — VIII ВВ.), советник при Капаган-кагане и Бильге-кагане, участник и инициатор многочисленных походов восточных тюрков против Империи Тан, киданей, тогуз-огузов, кыргызов и тюргешей.

На эпитафиях имя советника вырезано как 𐱃𐰆𐰪𐰸𐰸 (t1-o-ɲ-uq1-uq1), хотя из-за ряда разногласий среди востоковедов, например, о значении дополнительных знаков[1], произношение и возможные значения имени остаются спорными (Tunuquq , Tonuquq , Tuj-uquq , Toɲ Yuguq , Tujun-oq , Tojuquq , Tuɲoqoq)[2]. В 1958 году А.У. Элёве, разделив имя на Тон/Тун и -укук, нашёл соответствие в «Диван люгат ат-турк» с «tūn ogul» — «первенец мужского пола [этой] женщины»[3]. Впоследствии, основываясь на его работе, С.Г. Кляшторной возводил часть имени от *joq/*iuq, сравнивая с древнеуйгурским «хранить», «ценить», где девербатив на -uk, по его мнению, мог означать «то, что сохраняется»,«клад», «сокровище»; использовав впоследствии ономастической анализ как одно из доказательств тождественности Тоньюкука и Юань-Чжэня.[⇨] По мнению О.Ф. Серткая имя можно разделить на toń и ukuk, где «ton» — «ясный», «чистый», а uk-uk — умеющий, понимающий, а следовательно Tonuquq — первый, кто осознал [3]. Т. Текин считал, что Tunyukuk может быть не именем собственным, а обозначать «первый визирь»[3]. Свои версии значения слова выдвигали В.М. Наделяев, М.Ëлмез (M. Ölmez) и другие исследователи[3].

Практически всегда оно упоминается с приставкой «бильге» (𐰋𐰃𐰠𐰏𐰀) — 𐰋𐰃𐰠𐰏𐰀:𐱃𐰆𐰪𐰸𐰸 (Бильге-Тоньюкук), где большую работу по возможным значениям «политической» терминологии тюрок проделал Р. Жиро, предположив связь между высокой должностью и ответственностью перед народом. Bilgä — «мудрый, вещий», например, как один из двух предикатов кагана наравне с алп, «мужественный» («должен быть мудр и мужественен»)[4].

Китайское написание 暾欲谷 и возможное произношение Tūn yù-gǔ, известно из капитального труда китайского историка и политика Ду Ю «Тундянь» (801 год)[3], где в 198 томе описывается диалог между Тоньюкуком и каганом, расходившихся во мнении о строительстве города:

Тон Ю Гу сказал: «Нет, тюрков мало, и далеко [расселены] друг от друга, не смогут справиться даже с малым количеством китайцев. Поэтому те, кто может сопротивляться, ищут воду и пастбища, их занятие стрельба из лука и охота, искусство боя. Если они сильны, то будут атаковать сообща, а если слабы — прятаться в лесах и горах».