Геолокация (информатика)


Геопозиционирование (англ. geopositioning) — определение реального географического местоположения электронного устройства, например радиопередатчика, сотового телефона или компьютера, подключённого к Интернету. Часто для целей геопозиционирования используется та или иная система позиционирования, и часто бывает важнее определить местоположение в виде, легко воспринимаемом человеком (например, почтовый адрес), нежели точные географические координаты.

Слово геопозиция (англ. geolocation) обозначает географические координаты (широту и долготу) того или иного места на Земле (такое определение понятия приведено в стандарте ISO/IEC 19762-5:2008).

Понятия «геопозиция» и «геопозиционирование» применимы также по отношению к отслеживанию миграции животных[англ.] и мониторингу окружающей среды с помощью устройств, закреплённых на телах животных, в том числе имплантированных идентификационных транспондеров и регистраторов данных.

Для определения геопозиции часто используют методы радионавигации, например MLAT для большей точности, а также геоинформационные системы. При невозможности приёма сигнала GPS, приложения геопозиционирования могут использовать информацию базовых станций мобильной связи для приблизительного определения местоположения с помощью триангуляции; точность этого метода значительно меньше, чем в GPS, но значительно выросла в последние годы[1]. Эти технологии значительно отличаются от ранних методов радиопозиционирования, например, радиопеленгации.

Геопозиционирование компьютеров и других Интернет-устройств может производиться через связывание с тем или иным реальным местоположением IP-адреса, MAC-адреса, RFID, занесённого в постоянную память устройства его серийного номера, с использованием программных идентификаторов (таких как UUID, EXIF, IPTC, XMP) или методов современной стеганографии, Wi-Fi-позиционирования, отпечатка устройства (англ. device fingerprint), отпечатка холста (англ. canvas fingerprinting), GPS-координат устройства или другой, часто самораскрываемой, информации. Геопозиционирование в Интернете часто работает через WHOIS-сервер, запрашивая по IP-адресу физический адрес его владельца[2].

Данные программного обеспечения геопозиционирования[англ.] об IP-адресе могут включать в себя страну, регион, город, почтовый индекс[3], широту, долготу и часовой пояс[4]. Иногда по IP-адресу удаётся получить более подробную информацию, в том числе доменное имя, скорость соединения, наименование Интернет-провайдера, язык, прокси-сервер, наименование организации, рабочий и домашний адрес и телефон, коды US DMA/MSA и NAICS.