Такэмицу, Тору


Тору Такэми́цу (яп. 武満 徹 Такэмицу То:ру, 8 октября 1930 года, Токио — 20 февраля 1996 года, там же) — японский композитор и музыкальный писатель.

Самоучка, в годы Второй мировой войны увлекался французской музыкой XX века (Дебюсси, Сати, Мессиан). В 1951 году стал одним из основателей авангардной художественной группы «Дзиккэн Кобо» (実験工房), с середины 1950-х занялся электронной музыкой. В 1958 году его «Реквием» услышал во время своего визита в Японию Стравинский, он высоко оценил его «искренность» и «страстность»; по возвращении в США Стравинский передал свои впечатления американским музыкантам — Аарону Копленду и другим, заинтересовавшимся японским композитором.

В начале противопоставляя свои поиски традиционной японской музыке, с конца 1960-х Такэмицу шёл к синтезу японской и европейской мелодических культур. Испытал глубокое влияние Д. Кейджа, через него обратившись к переосмыслению японских музыкальной и духовной традиций: отсюда его трактовка пустоты и молчания как основы музыки. В 1970-е годы после выставки Экспо-70 (англ.) в Осаке вступил в контакт с крупнейшими композиторами и исполнителями Европы и США (Штокхаузен, Ксенакис и др.).

Среди композиторов, определивших путь Такэмицу в музыке, называют Дебюсси, Веберна, Вареза, Шёнберга, Мессиана.

Тору Такэмицу родился 8 октября 1930 года в Токио. Его отец работал в страховой компании, в Даляне, в Китае, куда его мать и переехала с ребёнком через месяц после его рождения. Первые шесть лет Тору провёл в Китае. Позднее он с нежностью вспоминал о том времени и об отце, который любил слушать блюз, джаз, и в то же время сам часто играл на сякухати. Подобная атмосфера в доме благотворно влияла на развитие музыкальности будущего композитора. В 1937 году, когда Тору исполнилось шесть лет, ребёнка вернули на родину, чтобы он поступил в начальную школу. Его отправили жить к тёте, которая была учителем игры на кото. Впоследствии он воспоминал об этом: