Тоталитарная эстетика


Тоталитарная эстетика — особое проявление эстетики, типичное для тоталитарных режимов XX века, таких как нацизм в Германии, сталинизм в СССР, фашизм в Италии, маоизм в Китае и др. Тоталитарное искусство — особый тип массовой культуры, реализуемой под жёстким контролем государства в соответствии с государственной политикой в области культуры. Целью и смыслом этого искусства является пропаганда идеологии правящей партии[1].

Тоталитарная эстетика характеризуется приверженностью монументальным формам, часто граничащим с гигантоманией[2], жёсткой стандартизацией форм и техник художественного представления (см. социалистический реализм), геометрических форм (часто устремлённых вверх), преобладанием одного цвета над другими. Практически полностью отсутствует индивидуализация, люди изображаются как собирательный образ или как однородная масса[2]. Используются массовая хореография, хоровое пение, демонстрации ручного труда и почтения к физическим нагрузкам, атлетическому телосложению.[3].

Тоталитарная эстетика сформировалась во многом под влиянием авангардных художественных течений 1920-х — 1930-х, таких как футуризм, экспрессионизм и конструктивизм. Характерно также обращение к образам древней истории (Римская Империя, Византийская Империя, древняя Греция), использование их для подчёркивания связи с великими предками[2].

Графика и в особенности искусство плаката широко используются в пропаганде при тоталитарных режимах[4].

Выразителями идей нацистской эстетики стали Альберт Шпеер в архитектуре и Арно Брекер, Йозеф Торак в скульптуре.

Историк архитектуры Дмитрий Хмельницкий отмечает, что тоталитаризм архитектуры данного периода заключался не в стилистических приёмах (как правило, неоклассицизма), использовавшихся и ранее, а в лишении архитекторов права на индивидуализм в работе.[5]