Тотемические мифы


Тотемические мифыэтиологические мифы о сверхъестественном родстве группы людей (рода или др.) и тотемом (с оджибве doodem, букв. «его род») — предком данной группы, который является животным или растением, реже — явлением природы или неодушевлённым предметом. Составляют один из компонентов тотемизма, комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества[1][2][3]. Ранняя форма культовых мифов[1].

Главными персонажами архаических тотемических мифов австралийцев, бушменов, папуасов выступают зооантропоморфные тотемические первопредки, которые после завершения мифического времени первотворения превращаются в животных, камни, светила, священные объекты[3].

В большом количестве и в наиболее типичном виде тотемические мифы известны у австралийцев[1][2]. По содержанию они просты, лишены драматизма. Фантастичность их в основном в том, что главные персонажи наделены чертами и животных, и человека. Обычно повествуется о странствиях тотемных предков, как правило, зооантропоморфных существ. Из содержания мифа не всегда понятно, о людях или о животных идёт речь. Рассказ чаще всего завершается уходом существ под землю. На месте ухода тотемный предок оставляет камень, скалу или сам превращается в этот предмет. Повествование привязано к местности, наполненной мифологическими ассоциацями — встречающиеся на пути скалы, ущелья, водоёмы являются священными тотемическими центрами, местами, где совершаются тайные обряды или хранят тотемические эмблемы, чуринги[1]. У австралийцев известны также Бунджиль — клинохвостый орёл, и радужный змей[3].

Почти все тотемические мифы аранда и луритья строятся по следующей схеме: тотемные предки в одиночку или группой возвращаются на свою родину на север, реже — на запад. Подробно перечислены поиски пищи, трапезы, стойбища, произошедшие в пути встречи. Часто недалеко от родины они встречаются с местными «вечными людьми» того же тотема. Дойдя до цели, уставшие герои уходят в нору, пещеру, под землю, превращаясь в скалы, деревья, чуринги. На местах стоянок и особенно на местах смерти (ухода в землю) образованы тотемические центры[4]. Один из типичных примеров — миф о тотемических предках, человеко-воронах (нгапа) у группы аранда[1].

Сложнее и разнообразнее папуасские тотемические мифы, в большом числе записанные у народа маринд-аним швейцарским этнографом П. Вирцем и немецким исследователем Г. Неверманом. Эти мифы рассказывают о тотемических предках дема, живших в «оные времена» и положивших начало обычаям и предметам материального быта. Повествуется, например, о морском орле и его человеческой жене; о деме Дехевае, по ночам превращавшемся в свинью; о сыне змеи, из головы которого выросла первая кокосовая пальма; о деме, владевшем первым луком, из тела которого люди сделали луки, а из тела его дочери — стрелы; о деме-аисте, которого никак смогли изжарить на горящих угольях; о голубях и утках, возникших из тотемических банановых листьев и саговой коры, и др.