Традиция шахтовых могил


Западномексиканская традиция шахтовых могил, или культура шахтовых могил — данный термин охватывает ряд взаимосвязанных культурных черт, объединяющих археологические находки примерно 300—400 гг. н. э. в западномексиканских штатах Халиско, Найярит и в меньшей степени — Колима. Почти все артефакты, связанные с традицией шахтовых могил, были обнаружены грабителями могил, места их происхождения неизвестны, что делает их датировку проблематичной.[6] Первые крупные не затронутые грабителями шахтовые могилы были открыты лишь в 1993 г. у г. Уитцилапа, штат Халиско.[7]

Первоначально считалось, что указанные находки относятся к Государству Тарасков,[8] существовавшему одновременно с ацтеками. К середине 20 в. стало ясно, что артефакты и погребения данной культуры были как минимум на 1000 лет старше. До недавнего времени единственными источниками сведений о культуре создателей шахтовых могил были артефакты, добытые «чёрными археологами» — грабителями могил. Именно из-за скудости сведений крупная выставка 1998 г. сопровождалась подтекстом: «Искусство и археология неизвестного прошлого».[9]

В настоящее время считается, что хотя шахтовые могилы были широко распространены на упомянутой территории, регион традиции шахтовых могил не представлял собой единой культуры.[10] Среди археологов продолжаются дискуссии о корректности употребления общего термина «Культура шахтовых могил» или отдельных терминов «культура Колима», «культура Халиско», «культура Найярит».

До возникновения Традиции шахтовых могил на её территории существовала культура Капача, самым известным археологическим памятником которой является Ла-Кампана у мексиканского города Колима. Ла-Кампана продолжала использоваться и позднее, когда на её территории также возникли захоронения Традиции шахтовых могил.

Предполагается, что традиция шахтовых могил возникла около 300 г. до н. э.[11] Некоторые шахтовые могилы, впрочем, возникли за более чем 1000 лет до того — к примеру, шахтовая могила в Эль-Опеньо в штате Мичоакан датируется 1500 до н. э., однако она относится к культуре скорее Центральной, чем Западной Мексики. Происхождение данной традиции, как и многие другие её особенности, ещё остаётся непонятым, хотя «бесспорным ядром» этой традиции считаются долины вокруг г. Текила в штате Халиско, включающие археологические памятники Вицилапа (Huitzilapa) и Теучитлан.[12] Традиция шахтовых могил продолжала существовать как минимум до 300 г. н. э., хотя по поводу датировки верхней границы ведутся споры — её предлагают продлить и до 500, и до 600 г.н. э.[13]