Короли народа Дурина


Короли народа Дурина (Kings of Durin’s Folk) — династия правителей гномов из произведений Дж. Р. Р. Толкина.

Völuspá (s.9-16)

...Тогда сели боги
на троны могущества
и совещаться
стали священные:
кто должен племя
карликов сделать
из Бримира крови
и кости Блаина.

Модсогнир старшим
из племени карликов
назван тогда был,
а Дурин — вторым;
карлики много
из глины слепили
подобий людских,
как Дурин велел.

Нии и Ниди,
Нордри и Судри,
Аустри и Вестри,
Альтьов, Двалин,
Нар и Наин,
Нипинг, Даин,
Бивур и Бавур,
Бёмбур, Нори,
Ан и Анар,
Оин, Мьёдвитнир,

Гандальв и Вейг,
Виндальв, Торин,
Трор и Траин,
Текк, Вит и Лит,
Нюр и Нюрад —
вот я карликов —
Регин и Радсвинн —
всех назвала.

Фили и Кили,
Фундин, Нали,
Хефти, Вили,
Ханар, Свиор,
Биллинг, Бруни,
Бильд и Бури,
Фрар и Хорнбори,
Фрег и Лони,
Аурванг, Яри,
Эйкинскьяльди.

Еще надо карликов
Двалина войска
роду людскому
назвать до Ловара;
они появились
из камня земли,
пришли через топь
на поле песчаное.

Это был Драупнир
и Дольгтрасир с ним,
Хар и Хаугспори,
Хлеванг и Глои,
Дори и Ори,
Дув и Андвари,
Скирвир, Вирвир,
Скафинн и Аи,

Альв и Ингви,
Эйкинскьяльди,
Фьялар и Фрости,
Финн и Гиннар;
перечень этот
предков Ловара
вечно пребудет,
пока люди живы.

«Прорицание вёльвы»
(пер. с др.-исл. А.Корсуна)[1]

Несколько из перечисленных королей являются главными или второстепенными персонажами в основных книгах саги — «Хоббите» и «Властелине колец», прочие описываются в третьей части приложения А («Племя Дурина») в томе «Возвращение короля», а также в «Неоконченных сказаниях», «Истории Средиземья»:

…Трайн I, сын Наина, привел их к Одинокой Горе у восточных окраин Сумеречья. Он стал первым Царем-под-Горой. Здесь Трайн нашел огромный алмаз, Аркенстон, Сердце Горы. Его сын, Торин I, ушел ещё дальше на север, в Серые Горы. (…) Даин I со своим вторым сыном Фрором погибли у самых ворот собственного дворца, убитые огромным стылым червём. Жить в Серых Горах стало невозможно, и тогда Грор, третий сын Даина, увел многих к Рудному Кряжу, а Трор, старший, вернулся с остальными к Эребору… (Приложение А).

После Приложения А в т. III «Властелина колец» опубликовано генеалогическое древо под заголовком «Род гномов Эребора», с пометкой «Составил Гимли, сын Глоина, для Короля Элессара».

При создании в рамках эпопеи «Властелин Колец» истории и мифологии народа гномов (англ. Dwarves) Дж. Р. Р. Толкин опирался на исследования скандинавских мифов[2][3]; часть имён для писатель сознательно взял из «Прорицания вёльвы» (др.-сканд. Völuspá, одна из песней «Старшей Эдды»). В данном случае речь идет об фрагменте поэмы, называемом «Dvergatal» («Каталог гномов», строки 10-16)[4], который в данный момент считается некоторыми литературоведами поздней вставкой в «Эдду» и не включается в новые издания.