Трактат Жёлтого императора о внутреннем


Хуан-ди нэй цзин (кит. трад. 黃帝內經, упр. 黄帝内经, пиньинь Huángdì Nèijīng), или «Трактат Жёлтого императора о внутреннем», или «Эзотерическое писание Жёлтого императора», или «Внутренний Канон Жёлтого Владыки», или «Нэй цзин» («Внутренний Канон», «Книга о внутреннем») — древнекитайский текст, являющийся основополагающим для традиционной китайской медицины[1].

В тексте обобщён опыт древних китайских врачей, став для последующих поколений как учебником, так и настольной энциклопедией. Историко-культурное значение Хуан-ди нэй цзин для развития традиционной китайской медицины сопоставимо с древнегреческим «Гиппократовым сборником» Гиппократа и с «Каноном врачебной науки» Абу Али Хусейна ибн Абдаллаха ибн Сины (Авиценны)[1].

Состоит из двух частей, каждая из которых включает 81 главу, построенных как диалог с полулегендарным императором и первопредком Хуан-ди различных его медицинских советников (в первую очередь с Ци Бо и Лэй-гуном) в виде вопросов и ответов. Первая часть Су вэнь (素問; «Вопросы о простом», или «Простые вопросы») содержит теоретические основы традиционной китайской медицины и методики диагностики. Вторая и, как правило, менее упоминаемая, называется Лин шу  (англ.) (靈樞; «Ось духа» или «Механика духа»), или до в VIII в. — «Чжэнь цзин» («Канон иглоукалывания»), и здесь очень подробно обсуждается терапия иглоукалыванием. Вместе эти два текста известны как Нэй цзин («Внутренний Канон», «Книга о внутреннем») или Хуан-ди нэй цзин. Но обычно название Нэй цзин часто относится только к более влиятельному Су вэнь.

Похожее название Хуан-ди нэй цзин также имели два других текста: Минтан (明堂; Зал света) и Тайсу  (англ.) (太素; Великое основание).

В трактате представлены все основополагающие теории традиционной китайской медицины, рассмотрены вопросы гигиены и профилактики заболеваний. Болезнь следует излечить ещё в самом зачатке, а если она уже распространилась по телу, то постараться предвидеть последствия её протекания. Изложены всевозможные методы диагностики, собранные в четыре вида: изучение пульса, расспрос, внешний осмотр и выслушивание голоса. При этом особо отмечено, что врач, умеющий определить болезнь только по внешнем виду — высший, по голосу является совершенным, по расспросу — ремесленник, а по пульсу лишь мастеровым. Кроме того, в трактате рассмотрены признаки и причины разных заболеваний и способы их лечения, в том числе посредством диеты, иглоукалывания, массажа, моксоприжигания  (англ.) и приёма лекарств[1].