Трамвай «Желание»


«Трамва́й „Жела́ние“» (англ. A Streetcar Named Desire, правильнее «Трамвай, называемый Желание»[1]) — одна из самых известных пьес Теннесси Уильямса, закончена в 1947 году. За эту пьесу Уильямс был удостоен Пулитцеровской премии (1948), а в 1952 году выдвигался на соискание премии «Оскар» как автор сценария к киноадаптации 1951 года с Вивьен Ли и Марлоном Брандо в главных ролях.

33-летний Уильямс начал писать пьесу зимой 1944—1945 годов в Чикаго. Затем драматург переехал в Новый Орлеан (там и происходит действие пьесы), где продолжал писать. Летом 1946 года прочёл первый вариант пьесы своим друзьям — Марго Джонс (помощнице режиссёра при постановке пьесы «Стеклянный зверинец») и её приятельнице. Пьесу назвал «Вечер за покером».

Летом 1947 года Уильямс вновь переехал — на сей раз в Нью-Йорк, где познакомился с режиссёром Элиа Казаном и вместе с ним начал активно искать актёров для постановки пьесы.

Премьера «Трамвая „Желание“» состоялась в театре «Этель Барримор» в Нью-Йорке 3 декабря 1947 года. Роль Стэнли Ковальски сыграл 23-летний Марлон Брандо, Бланш — 38-летняя Джессика Тэнди, Стеллы — Ким Хантер, Митча — Карл Молден.

Бланш Дюбуа, увядающая, но всё ещё привлекательная бывшая учительница английского языка, приезжает в Новый Орлеан к сестре Стелле, живущей с мужем Стэнли Ковальски в бедном промышленном районе. Бланш осталась без работы и без средств к существованию. Хотя беременная Стелла рада появлению сестры, Стэнли относится к Бланш настороженно, а впоследствии и враждебно. Воспитанная в образованной семье, Бланш стремится окружить себя подобием красоты и имитацией роскоши и оказывается в жёстком конфликте со Стэнли — рабочим из пролетариата, который не принимает её культурных манер, фантазий, и которого раздражает её поведение.

Стелла невероятно рада видеть Бланш, но недовольна тем, как принял её Стэнли. Он и Бланш оказываются полной противоположностью друг друга: Стэнли — брутальный работяга, Бланш же — чувственная и сентиментальная женщина. Стэнли и Бланш всё чаще конфликтуют друг с другом. Бланш позволяет себе высказывать свои мысли о нем, как о неотесанном и примитивном животном, и своей сестре Стелле. Стелла оказывается между двух огней, она пытается защитить сестру, поэтому ей достаётся от Стэнли, несмотря на беременность: после его рукоприкладства Стелла сбегает к соседям, но возвращается к любимому мужу.