Брандо, Марлон


Ма́рлон Бра́ндо[4][5] или Марло́н Брандо́[6] (полное имя — Марлон Брандо-младший (англ. Marlon Brando Jr.); 3 апреля 1924, Омаха — 1 июля 2004, Лос-Анджелес) — американский актёр и активист. Считающийся одним из величайших и самых влиятельных актёров двадцатого столетия,[7] он получил многочисленные награды[en] за свою шестидесятилетнюю карьеру, включая две премии «Оскар», две премии «Золотой глобус», награду Каннского кинофестиваля и три награды Британской киноакадемии. Брандо приписывают звание одного из первых актёров, представивших систему Станиславского и актёрский метод широкой аудитории.

Марлон Брандо попал под влияние Стеллы Адлер и системы Станиславского в начале 1940-х. Он начал свою карьеру на театральной сцене, искусно читая своих персонажей и предвосхищая развитие сценических действий. Он совершил переход к кинематографу, получив признание и первую номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль за воплощение образа Стэнли Ковальски в картине Трамвай «Желание» (1951). Актёр получил большее внимание и первые премии «Оскар» и «Золотой глобус» за роль Терри Маллоя в драме «В порту» (1954), которая становится переломным моментом в истории Голливуда, а его работы продолжают изучать и толковать. Перевоплощение Брандо в мятежного лидера байкерской банды Джонни Страблера в картине «Дикарь» (1953) стало символом разрыва поколений[8].

В 1960-е актёрская карьера Марлона Брандо переживала экономический и критический спад. Он выступил режиссёром и ведущим актёром культового вестерна «Одноглазые валеты», провалившегося в критическом и коммерческом планах, после чего представил ряд заметных кассовых провалов, начавшихся с драмы «Мятеж на Баунти», нанёсшей сильный удар его карьере. После десяти лет неудач и заметного снижения интереса к кино Брандо сыграл роль Вито Корлеоне в эпической криминальной драме «Крёстный отец» (1972), принёсшей ему второй «Оскар» и «Золотой глобус» за воплощение образа, считающегося одним из ярчайших в истории искусства в ходе многочисленных опросов критиков, режиссёров и других актёров. Вместе с этой ролью, а также ролью в эротической драме «Последнее танго в Париже» (1974), принёсшей актёру седьмую номинацию на «Оскар», вернул Брандо звание одного из самых кассовых актёров.

После перерыва в начале 1970-х Брандо в основном выступал как характерный актер с высокооплачиваемыми второстепенными ролями разного качества, среди которых образы Джор-Эла[en] в «Супермене», полковника Курца в «Апокалипсисе сегодня» и Адама Штейфеля в «Формуле», перед тем как взять девятилетний перерыв от кино. Последние двадцать лет жизни Брандо ознаменовались противоречиями, и его проблемная личная жизнь привлекала много внимания. Он боролся с аффективными расстройствами и правовыми вопросами. Имя Брандо продолжает иметь большое значение и пользуется уважением.