Метод (актёрская игра)


Метод[источник не указан 895 дней] (англ. Method acting) — набор учебных и репетиционных приёмов, призванных развивать искренность, выразительность и эмоциональную насыщенность актёрской игры. Основан на работах ведущих театральных практиков, главным образом американских. Является одним из самых популярных в США подходов к актёрской игре. В основе метода лежит система Станиславского, разработанная русским актёром и режиссёром К. С. Станиславским. Среди американцев, внёсших наибольший вклад в развитие метода, выделяются: Ли Страсберг (психологические аспекты)[2], Стелла Адлер (социологические аспекты) и Сэнфорд Майснер (поведенческие аспекты). Именно эти трое впервые сформулировали основные принципы метода, когда вместе работали в театральной труппе в Нью-Йорке[3].

В основе Метода лежит система актёрской игры, разработанная Станиславским в первые десятилетия XX века. В основу системы Станиславского легли: 1) принципы майнингеймского театра[англ.], выделявшего роль режиссёра в постановке спектакля как единое эстетическое и дисциплину актёров; 2) драматургический реализм[англ.] в духе Малого Театра; и 3) натуралистический стиль постановок французского режиссёра Антуана Андре[4].

«Система» основана на том, что Станиславский называл «искусством переживания», которое он противопоставлял «искусству представления»[5]. Этот приём заключается в использовании сознательной мысли и воли актёра для того, чтобы мобилизовать подсознательные психологические процессы, такие как эмоциональные переживания и подсознательное поведение[6]. На репетиции актёр ищет внутренние мотивы для оправдания действий персонажа (т. н. «задача»).[7] Впоследствии Станиславский развил свою систему, внеся в репетиционный процесс «метод физических действий»[7]. Вместо обсуждения деталей роли он добивался так называемого активного анализа, состоявшего в импровизации сценических ситуаций[8]. По выражению Станиславского, «лучший анализ пьесы есть действия в предлагаемых обстоятельствах»[9].