Гезамткунстверк


Единение искусств (нем. Gesamtkunstwerk — «объединённое произведение искусства», «единое произведение искусства» или «синтетическое произведение искусства») — творческая концепция единения искусств (вариант: единого произведения искусства), в основу которой положена идея взаимодействия элементов различных видов искусства в рамках одного произведения[2][3].

Концепцию «гезамткунстверка» принято отличать как от обычного изначального синкретизма, так и от искусственного синтеза произведений разных видов искусства[4]. Синтез искусств предполагает включение произведения одного вида искусства в более широкое целое (например, монументальной росписи, мозаики или скульптуры в пространство архитектуры). Идея «гезамткунстверка» основывается на равноправном взаимодействии. Синтез вторичен (после естественного в истории размежевания и самоопределения видов искусства); «единение искусств», по утверждению создателей этой концепции композитора Рихарда Вагнера и архитектора Готфрида Земпера, изначально присуще целостному по своей природе художественному мышлению и было лишь нарушено буржуазно-потребительским отношением к художественному творчеству в XIX веке[5].

По категоричному утверждению русского философа Г. Г. Шпета синтез искусств — одна из «химер искусствознания», самая «вздорная во всемирной культуре идея… Лишь теософия, синтез религий, есть пошлый вздор, равный этому»[6].

Термин «гезамткунстверк» (в отличие от понятия синтеза искусств) имеет конкретно-исторический смысл и его применение должно быть ограничено хронологическими границами. Тем не менее, его используют в разных контекстах для обозначения понятия «универсального произведения искусства»[4], «идеального произведения искусства»[3], «единого произведения искусства»[7], «тотального произведения»[2], «синтетического произведения искусства»[8], что совершенно неприемлемо с методологической точки зрения.

Ещё одна концепция сводится к тому, что феномен «гезамткунстверка» основывается на категории возвышенного[3], что является важной составляющей идеологии Нового времени[9].

Термин «гезамткунстверк» появился в немецкой философии эпохи романтизма. Это понятие использовано в работе немецкого философа и теолога Карла Фридриха Трандорфа в 1827 году[10]. Однако идея «единого произведения искусства» находит свои параллели и в ранних художественных формах — архаической культуре древней Греции и, в частности, в древнегреческом театре. В 1849 году термин гезамткунстверк употребил композитор Рихард Вагнер для описания специфики и утверждения особой природы музыкального театра, в частности, музыкальной драмы[11]. «Гезамткунстверк» остается важным понятием истории и теории искусства и подразумевает создание «идеального в своем единстве произведения искусства»[3].