Транстрав


Транстрав — кинематографический спецэффект, получаемый сочетанием поступательного движения камеры вдоль оптической оси объектива и плавного изменения его фокусного расстояния в обратном направлении. За счёт этого меняется отображение перспективы, создавая у зрителя ощущение головокружения. Название, общепринятое в российском кинематографе, получено комбинацией слов «трансфокатор» и «тревеллинг». Однако приём имеет множество других названий: эффект «раздвигающегося пространства», «обратный трекинг», «контр-зум», «телескопирование», «эффект раздвижных фонов» и прочие[1].

Впервые техника была использована в 1958 году в фильме Альфреда Хичкока «Головокружение» (англ. Vertigo), получив при этом ещё одно распространённое название «эффект вертиго»[2]. Первооткрывателем приёма считается оператор вспомогательной съёмочной группы этой картины Ирмин Робертс (англ. Irmin Roberts)[3]. В СССР одним из первых этот приём использовал кинооператор Вадим Юсов в картине «Чёрный монах»[4][5].

Приём стал возможен после появления панкратических объективов, способных плавно изменять своё фокусное расстояние. Для его выполнения киносъёмочный аппарат или цифровая кинокамера устанавливается на операторскую тележкуДолли») с таким расчётом, чтобы она двигалась по рельсам вдоль оптической оси объектива. Общепринятый в кинематографе термин Dolly стал основой для голливудского названия этого же приёма Dolly Zoom, символизирующего сочетание тележки «Долли» и зум-объектива[6]. В момент съёмки тележка движется к объекту съёмки или от него, и одновременно с этим кинооператор или его ассистент вращает кольцо масштабирования вариообъектива так, чтобы размеры основного объекта в кадре оставались неизменными. В случае приближения камеры фокусное расстояние пропорционально уменьшается, и наоборот. В результате на экране главный герой кажется неподвижным, тогда как фон «наезжает» или «отъезжает» от него, в зависимости от направления движения камеры.