Тремоло


Трéмоло (итал. tremolo, букв. «дрожащий») — разновидность мелизма. Приём игры на струнных, клавишных, ударных и других музыкальных инструментах: многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование двух не соседних звуков, двух созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия. Частота повторения зависит от числа рёбер на ноте/над нотой/под нотой/между нотами.

Вокальное тремоло — дефект пения, связанный с форсированием голоса, неумением формировать переходные звуки и тоны верхнего регистра, из-за пения «не своим голосом».[1]

Тремоло на скрипке[2] производится короткими отчётливыми движениями смычком эластичной (расслабленной) кистью. За счёт эластичной кисти смычок отскакивает от струн и готов производить очередное движение.

Тремоло на мандолине, бандуррие и домре является основным приёмом для извлечения продолжительного звука. Производится быстрыми ударами вниз-вверх медиатором по струне. Существуют различные классификации тремоло, но обычно выделяют: кистевое (от кисти), локтевое (от локтя и предплечья) и комбинированное (кисть + локоть + предплечье) тремоло, когда наиболее активны соответствующие части рук. Важнейшей характеристикой тремоло является ровность, то есть одинаковая продолжительность удара вниз и удара вверх медиатором по струне. Приём тремоло обязательно используется в кантилене, так как в ней необходимы большая длительность и связность звучания[3][4].

Тремоло на балалайке — приём игры, заключающийся в быстром равномерном чередовании ударов по струнам указательным пальцем правой руки вниз и вверх. Игра приёмом «тремоло» создаёт впечатление непрерывности звучания и напоминает пение. Как и на домре, является основным приёмом для извлечения продолжительного звука, но звукоизвлечение несколько иное — при игре на балалайке приёмом тремоло основным движением является вращательное движение предплечья, и вследствие вращения предплечья полусогнутая кисть приобретает колебательное движение. Если в нотной записи не указаны приёмы игры — арпеджио или бряцание и встречаются длинные ноты (целые, половины) или ряд коротких нот, соединенных сверху или снизу дугообразной чертой — лигой, то их следует исполнять связанно, приёмом тремоло. По окончании лиги (связки) тремолирование следует прервать на мгновение, и после короткой остановки-цезуры, как бы взяв дыхание, начать исполнение следующего отрезка пьесы[5][6].

Тремоло на электрогитаре производится быстрыми короткими движениями медиатора вниз-вверх. При этом плектр дёргает струну с одинаковой силой как при движении вниз, так и при движении вверх, а рука максимально расслаблена для достижения большой скорости. В большинстве случаев приём тремоло используется вместе с эффектом дисторшн и/или дилэй.