Триглав (мифология)


Триглав (лат. Triglau) — одно из имён богов (Божества) полабских словен, идол которого (с тремя главами) согласно латинским летописям был уничтожен Оттоном, епископом Бамбергским (Otto of Bamberg, ок. 1060—1139 годы) во время крещения местных словенских родов и племён.

Описание идола содержится во всех трёх житиях Оттона, составленных в XII веке Гербордом, Эббоном и монахом из Прифлингенского монастыря. Так Герборд сообщает, что в 1124 году

Были в городе Щецине четыре контины (храма), но одна из них, главная, была сооружена с удивительным старанием и мастерством. Внутри и снаружи она имела скульптуры, выступавшие из стен изображения людей, птиц и зверей, столь соответственно своему виду переданные, что казались дышащими и живущими… Было также здесь трехголовое изваяние, имевшее на одном теле три головы, именовавшееся Триглав; завладев им, [Оттон] одни лишь соединенные головы, уничтожив тело, забрал с собой в качестве трофея и позже отправил в Рим как доказательство их обращения…[1]

1126 г. Щецин… заключает в себе три горы, из которых средняя и самая высокая посвящена верховному богу язычников Триглаву; на ней есть трёхглавое изваяние, у которого глаза и уста закрыты золотой повязкой. Как объясняют жрецы идолов, главный бог имеет три головы, потому что надзирает за тремя царствами, то есть небом, землёй и преисподней, а лицо закрывает повязкой, поскольку грехи людей скрывает, словно не видя и не говоря о них.[2]

Триглав, в разных способах написания, упоминается в ряде поздних источников. Подложные чешские глоссы Mater Verborum упоминают Триглава (лат. Trihlav — Triceps, qui habet capita tria capree), а в диссертации А. Френцеля (Abraham Frentzel, 1719) упомянута Тригла — богиня неба, земли и ада[3]. Триглаву как женщину с тремя головами описывает А. С. Кайсаров в своём трактате «Мифология славянская и российская» (1804)[4].