Трилогия Нова


Трилогия Нова (англ. The Nova Trilogy, также известная как The Cut-up Trilogy[1][2][3]) — название, используемое критиками для обозначения цикла из трёх самых известных экспериментальных романов Уильяма Берроуза: «Мягкая машина», «Билет, который лопнул» и «Нова Экспресс»[4].

В некоторых случаях рассматриваемый в качестве тетралогии[5][6][7] с главным для бит-поколения романом «Голый завтрак» (англ. The Naked Lunch, 1959, рус. перевод 1971) в качестве приквела[6][8], цикл романов возник из материала, написанного писателем в Танжере, Париже, Нью-Йорке и Лондоне в период с 1953 по 1958 год и доработанного в 1959 году[9].

Все романы созданы в технике «fold-in», заключающейся в составлении произведения путём случайной компоновки предварительно разрезанного на мелкие части текста. Методика была разработана Уильямом Берроузом и Брайоном Гайсином на основе «метода нарезок» поэта-дадаиста Тристана Тцара — «Трилогия Нова» считается одной из наиболее известных работ, созданных по данной методике[10].

К Берроузу, в 1958 году проживающему и работающему в Beat Hotel (англ. Beat Hotel) в Париже, приезжает его близкий друг — художник Брайон Гайсин, некоторое время позже знакомящий писателя с математиком Иэном Соммервилем (Ian Sommerville) и представивший его как человека, который сможет присматривать за Берроузом в период детоксикации — на тот момент писатель переживал последствия лечения апоморфином от наркозависимости, которое проходил в Париже[11].

Примерно в это же время Берроуз знакомится с режиссёром Энтони Белчем (англ. Antony Balch), входящим в круг общения Гайсина, втроём они начинают совместную работу над рядом кинопроектов по мотивам творчества Берроуза[12][13].

Путешествуя по Парижу, Танжеру, Лондону и Нью-Йорку, Берроуз начинает усердно работать над частично написанными книгами трилогии, перерабатывая их в соответствии с fold-in методом[9].