Трип-хоп


Трип-хоп (англ. trip hop) — музыкальный стиль, возникший в начале 1990-х годов в Великобритании и пик популярности которого пришёлся на середину-конец 1990-х годов.

Термин трип-хоп впервые был использован в июне 1994 года журналистом Энди Пэмбертом из британского музыкального журнала Mixmag для описания вышедшего в 1993 году сингла DJ Shadow In/Flux и прочих записей лейбла Mo’Wax[1].

Трип-хоп-музыка совмещает в себе элементы различных музыкальных жанров — смесь экспериментального хип-хопа, джаза, даба, рока, соула и некоторых других элементов[2]. Для трип-хопа характерен довольно медленный темп, в аранжировке — отчётливые партии ритм-блока и баса, а также использование семплов старых композиций (преимущественно джазовых, соул и эстрадных). Кроме того, для трип-хопа характерна общая мрачная депрессивная окрашенность. Широко используется речитатив, произносимый приглушённым голосом или даже шёпотом.

Из исполнителей в первую очередь следует отметить группы Massive Attack и Portishead из Бристоля (отсюда возникло другое название стиля — бристольская волна или бристольский саунд), Tricky (также родившегося в Бристоле), и лейбл MoWax (ранний DJ Shadow, UNKLE и т. д.).

Современные исполнители зачастую используют элементы трип-хопа в сочетании с различными стилями: синтипоп (Goldfrapp, Jay-Jay Johanson, Kerli, IAMX), альтернативный рок (Garbage), дрим-поп (Hungry Lucy).

Согласно словарю Уэбстера, первые случаи употребления термина «трип-хоп» относятся к 1989 году[3], хотя в печати он впервые появился только в 1994 году при описании продукции лейбла Mo' Wax в журнале Mixmag[1]. Как музыкальный стиль, трип-хоп зародился в окрестностях Бристоля в начале 1990-x годов, во время взлёта популярности хип-хопа и хаус-музыки. В Бристоле, одном из самых расово неоднородных городов Англии, на тот момент уже существовала развитая субкультура любителей регги и даба. Диджеи, брейкдансеры и граффитисты объединялись в подпольные саунд-системы. Характерной чертой бристольских диджеев было использование размеренных, плавных, «тяжёлых» битов — наследие даб-музыки. Одной из знаковых саунд-систем стала Wild Bunch, в которую, помимо прочих, входили Tricky, Нелли Хупер, Роберт дель Ная, Daddy G, Эндрю Вауэлз (последние трое — из Massive Attack). С развитием трип-хоп-культуры стиль отошёл от оригинального «саунд-системного» звучания, двинувшись в сторону эйсид-джазa.