Три отрока в пещи огненной


Три отрока в пещи огненной или Вавилонские отроки — сюжет Книги пророка Даниила (Дан. 1:7, 3:24 - 95 (синод. перевод) (VI век до н. э.) о иудейских юношах в Вавилонском пленении по имени Ана́ния, Аза́рия и Мисаи́л (ивр. חֲנַנְיָה‎ Хананья, ивр. עֲזַרְיָה‎ Азарья, ивр. מִישָׁאֵל‎ Мишаэль, др.-греч. Ἀνανίας, Ἀζαρίας καὶ Μισαὴλ), где им дали имена Седра́х, Миса́х и Авденаго́ (ивр. שַׁדְרַך Шадрах, מֵישַׁך Мейшах, עֲבֵד נְגוֹ Авед-Него‎). Согласно тексту книги (Дан. 3:24 - 95), эти друзья пророка Даниила были брошены в огненную печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться идолу, но были сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми.

Септуагинта (древнегреческий текст Ветхого Завета) и синодальный перевод Библии содержат расширенный, по сравнению с древнееврейским (масоретским) текстом, вариант изложения. Дополнительный фрагмент иногда называют «Песнью трёх отроков» и в традиции иудаизма рассматривают как апокрифическое прибавление. Этот фрагмент (Дан. 3:24-90) входит в библейский канон исторических церквей[1], а также используется в православной гимнографии, но по причине отсутствия в оригинальном еврейском тексте, был отвергнут в протестантизме[2].

Память трём отрокам в православной церкви совершается 17 декабря (30 декабря), а также (неявно) в Неделю святых праотец[3].

Повествование о «трёх отроках в пещи огненной» содержится в третьей главе «Книги пророка Даниила» (см. Дан. 3:20 - 95, синод пер.).

Эту же историю без каких-либо серьёзных изменений пересказывает Иосиф Флавий в «Иудейских древностях»[4].

Анания, Азария, Мисаил и их товарищ Даниил, от лица которого написана большая часть этой библейской книги, в период вавилонского плена входили в число знатных иудейских юношей, приближённых царём Навуходоносором II ко двору.