Трое из навигацкой школы


«Трое из навигацкой школы» — историко-приключенческий роман русской писательницы Нины Соротокиной, впервые опубликованный в 1990 году. Стал основой сценария художественного фильма «Гардемарины, вперёд!» (1987) и первой частью литературного цикла, в который вошли также повести «Свидание в Санкт-Петербурге», «Канцлер» и «Закон парности».

Действие романа происходит в России в 1740-х годах, в начале правления Елизаветы Петровны. Трое гардемаринов из Навигацкой школы — Алексей Корсак, Александр Белов и Никита Оленев — оказываются впутаны в сложную интригу, связанную с делом Лопухиных и кознями французского двора.

«Трое из навигацкой школы» стали первым большим произведением Нины Соротокиной. До этого писательница, работавшая преподавателем в строительном техникуме, опубликовала только несколько рассказов. Роман она писала для своих сыновей Алексея и Николая, причём сознательно подражала «Трём мушкетёрам» Александра Дюма. Целью Соротокиной не было создать исторически достоверное повествование: в её книге действуют вымышленные персонажи, а реальные события переплетаются с вымыслом[1].

В течение 17 лет после создания романа Соротокина не могла его опубликовать. В 1983 году году она направила рукопись кинорежиссёру Светлане Дружининой, и та согласилась снять по мотивам романа фильм, получивший название «Гардемарины, вперёд!». Эта кинокартина снискала большой успех[2], после чего роман увидел, наконец, свет (в 1990 году, в воронежском литературно-художественном журнале «Подъём»[3]). Он стал первой частью тетралогии, которую продолжили «Свидание в Санкт-Петербурге», «Канцлер»[4] и «Закон парности».

Благодаря фильму и выходившим впоследствии продолжениям («Виват, гардемарины!» и «Гардемарины III») «Трое из навигацкой школы» и их автор обрели определённую известность. Однако эффект был кратковременным: исследовательница А. Тибукова в 2022 году написала, что «сейчас немногие знают» о Нине Соротокиной и её произведениях[1].

Литературоведы отмечают, что «Трое из навигацкой школы» продолжают линию, намеченную Петром Полежаевым в повести «Лопухинское дело»[5]. Их относят к «приключенческой прозе в классическом её понимании» наряду с книгами современников Соротокиной — Г. Прашкевича, А. Ветера, Л. Шкатулы[6].